Магнитогорск. В 2019 году исполнилось 45 лет со дня выхода исторического постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали», положившего начало одной из самых масштабных ударных комсомольских строек страны Советов.
Это был «проект века», которым, возможно, могла бы начаться новая эра индустриального развития государства.
Магнитогорску тема комсомольских строек была особенно близка, ведь в нашем городе на строительстве домны №2 проходила самая первая Всесоюзная ударная комсомольская стройка. Показательно, что в Магнитке прошла потом и последняя комсомольская стройка – возведение кислородно-конвертерного цеха и стана «2000» горячей прокатки ММК.
Энтузиазма магнитогорской молодежи было не занимать, поэтому, когда раздался призыв принять участие в строительстве БАМа, многие представители вступающего в трудовую жизнь поколения с готовностью отозвались на него.
С той поры, полной романтики и многократно воспетой в песнях и стихах, минуло почти полвека, но поседевшие бамовцы, давно ставшие дедушками и бабушками, по сей день помнят дни той великой героической эпопеи. Настало время запечатлеть те незабываемые годы для будущих поколений, решили в школе-интернате №3 и организовали встречу бамовцев, которая прошла в филиале №6 объединения городских библиотек.
Организатор встречи руководитель музея школы-интерната №3 Надежда АБЗАЛУТДИНОВА, открывая встречу, обратилась к строителям БАМа:
«Вы − герои того времени, о котором забыть нельзя. Сейчас мы ощущаем ностальгию по тем годам, когда молодые бригады отвоевывали у тайги километры пути и возводили стальные магистрали. Это было время веры в честный труд, человеческое братство, чего в нашем сегодняшнем мире так не хватает. Кроме того, сегодня в обществе велика потребность в героическом примере. С ним легче строить свою жизнь, он помогает увидеть цель, нравственные ориентиры».
Надежда Степановна рассказала о том, каким сохранило образ строителя БАМа искусство тех лет – ведь на стройке века работали художники, о БАМе снимали фильмы. А потом предложила реальным бамовцам поделиться своими воспоминаниями.
Свои истории рассказали строители магистрали Валентина Викторовна ЗАЙЦЕВА, Алевтина Федоровна ВЛАСОВА, Владимир Алексеевич КРИВОСПИЦКИЙ, Александр Васильевич ТЕЛЕШМАН − почетный пассажир первого поезда.
Пожалуй, реальность БАМа была несколько жестче, чем показывали в фильмах. Большим приключением для двадцатидвухлетней Алевтины Власовой стала уже сама дорога на строительство магистрали. К 1974 году она, окончив в Магнитогорске строительный техникум, несколько лет отработала в Златоусте. Узнав об ударной комсомольской стройке, не смогла остаться в стороне.
Прибыв в «столицу БАМа» поселок Тындинский, впоследствии ставший городом Тындой, Алевтина Власова направилась в контору «БАМстройпуть», но в тот день все ее сотрудники уехали встречать стройотряд «Московский комсомолец». Алевтину Федоровну потом приняли на работу в отдел труда этого отряда нормировщиком. «Московский комсомолец» численностью четыреста человек был расселен в шестиместные вагончики с двухэтажными кроватями. Отопление зависело от наличия электричества, а временная подстанция ток давала с перебоями. Первая зима на БАМе была самой холодной из всех тридцати, что прожила в тех местах Алевтина Федоровна. У многих строителей тогда иссяк энтузиазм, и они покинули БАМ…
Труд нужно было нормировать, вспоминает Алевтина Власова, а расценок еще не было. Нормировщики садились в вездеход и ехали вместе с бригадами лесорубов в тайгу, где подсчитывали, сколько и какого диаметра деревьев срублено.
Накануне первого Нового года на БАМе десант строителей впервые ушел на Кувыкту – туда тянули вагончики для лесорубов. Уехавшие в Кувыкту парни решили в новогоднюю ночь позвать в гости девушек, которые им нравились. Среди приглашенных оказалась и Алевтина. Столбик термометра показывал минус сорок, ехали в открытом грузовике. Добравшись до теплых вагончиков, из ватных штанов и полушубков комсомолки переоделись в платья и туфли. Первопроходцы украсили одну из елей «гирляндой» из электрических лампочек, вырезали на реке куски льда, подсветили их прожекторами и устроили катания на деревянной «карусели» из саней.
Алевтина Федоровна на БАМе встретила свою судьбу – ее мужем стал водитель вездехода. Ее дети и внуки и сейчас живут там, куда ее позвала когда-то комсомольская юность.