Магнитогорск. С 7 по 8 декабря на территории курорта «Банное» (ГЛЦ «Металлург-Магнитогорск») прошел этап Кубка мира по сноуборду в дисциплинах параллельный слалом и параллельный слалом-гигант.
Редакция «МР» не только наблюдала за соревнованиями со зрительских трибун, но и приняла участие в их организации. Об интересных случаях за пределом раздевалки, «зарплате» волонтеров и о том, почему необходимо учить иностранные языки, расскажет наш корреспондент Ольга Плотникова, которая впервые попробовала себя в качестве атташе одной из команд. А дальше наш спецкорр, то есть волонтер, все расскажет сама.
Пока мои коллеги из городских СМИ ожидали спортсменов на финише, я металась по территории, держа в одной руке рацию для связи с офисом тайминга, а в другой — бутылку воды для своей спортсменки. Работа в качестве волонтёра, а не журналиста на Кубке мира была моим сознательным решением. Яркие эмоции, новые знакомства и межкультурная коммуникация, которую приобретают добровольцы по итогу большого спортивного мероприятия — гораздо ценнее любой заработной платы.
Welcome to Magnitogorsk
Для зрителей Кубок мира начался 7 декабря, неделей раньше для волонтёров, а если быть точнее — для атташе. Как только нас не называли: «мамочки», «учительницы» и даже «полководцы»! На самом деле, всё просто: атташе — это главные помощники и переводчики команды.
29 ноября в волонтерском штабе раздался неожиданный звонок от команды Турции: «Мы вылетели, будем в Уфе через три часа», это и послужило отправной точкой для начала работы атташе. День и ночь мы отважно несли свою службу в магнитогорском (и не только) аэропорту, встречая свои команды и разыскивая потерянный багаж.
«Было тревожно за нашу первую встречу, — говорит атташе Казахстана и Словении Каролина Назарова. — Первый момент: как он произойдёт? Понравимся ли мы друг другу? Сможем ли найти общий язык? Похоже на переживания артиста: сколько бы лет он не выступал, перед выходом на сцену, всегда будет волноваться».
«Мой единственный страх состоял в том, что итальянцы могут не говорить по-английски, но, к счастью, все знали язык, и у нас не возникло проблем во взаимопонимании, — признаётся атташе Италии Лера Воронкова. — Мы сразу же начали болтать ещё по дороге от аэропорта до Санатория «Юбилейный». Взрослые мужчины оказались простыми и весёлыми ребятами».
Встреча с моей командой откладывалась. Я знала, что буду атташе у Нидерландов, но не имела понятия, когда прилетят спортсмены (и прилетят ли?). Переживала жутко и рвалась в бой, а потому приехала в санаторий 6 декабря: без команды, но уже заряженная на работу. За что боролась, на то и напоролась: меня сразу же отправили сопровождать иностранных спортсменов на экскурсию по Магнитогорску.
О том, что экскурсовод Краеведческого музея не говорит по-английски, я узнала за несколько минут до начала экскурсии. Выдохнула, опять вдохнула, загуглила перевод термина «железная руда» и начала синхронный перевод вслед за поэтическим рассказом женщины преклонных лет, влюблённой в Магнитогорск. Такого опыта у меня однозначно ещё не было! Я думала, что это провал, боялась поймать на себе чей-то разочарованный взгляд. Каково же было моё удивление, когда после окончания экскурсии, спортсмены подошли ко мне и искренне поблагодарили за помощь. Признались, что узнали очень много нового, и день, в общем, прошёл не зря. У меня тоже!
После этого был не страшен даже аэропорт. И вот я стою, улыбаюсь, держу в руках табличку «Team Netherlands» и вижу молодую растерянную девушку. Оказалось, это и есть вся моя команда. На вопрос, почему она прилетела одна, Мишель Деккер ответила, что других сноубордистов в этих дисциплинах у них в стране просто нет. Она, действительно, единственная представительница Нидерландов и, как выяснилось далее, очень достойная.
Мир, дружба, сноуборд
Мы проводили много времени вместе и успели поговорить, кажется, обо всём на свете. Я никогда ещё не встречала в жизни человека, настолько любящего своё дело. Мишель занимается сноубордом с детства и тренируется на протяжении всей своей жизни: для этого ей приходится уезжать в соседние страны, далеко от дома… Она – моя ровесница и уже успела принять участие в Олимпиадах (2014 и 2018 гг.) и других международных соревнованиях. Однако обнаружилось между нами и сходство – привязанность к семье. Мишель призналась, что обычно ездит на соревнования со своим папой, который помогает ей и следит за оборудованием, исключением стало это путешествие, по причине проблем со здоровьем, однако он поддерживает её увлечение и даже соорудил трамплин для тренировок на заднем дворе их дома.
Из знакомства со своей «командой» я поняла, что отсутствие условий — отговорка для ленивых. Если ты действительно чего-то хочешь, делай это! Даже если любишь сноуборд, но живешь в Нидерландах — сооруди трамплин в домашних условиях, тренируйся, не покладая сил, придёт время и твоё имя будет звучать даже на Олимпийских играх. Однако не только мне повезло с такой немногочисленной командой. Волонтёр из Челябинска Юлия Мачинская была атташе Франции, а если быть точнее — французского сноубордиста Сильвана Дюфура. Весной Юля работала на «Зимней Универсиаде» в качестве атташе команды США, делегация которой включала в себя 127 человек. На кубке мира всего участвовало 130 человек, а в ответственности Юлии вообще — один. Но в этом, как оказалось, были свои плюсы:
«Мы быстро нашли общий язык, — рассказывает Юлия, — вдвоём мы разговаривали по-французски, в компании его друзей —по-английски. Из-за того, что мы подружились, это были первые спортивные соревнования, где я болела не за Россию. В силах российских спортсменов я была уверена, их было около тридцати, а французский спортсмен всего один, даже без тренера, поэтому я очень переживала за него и искренне болела. С одной стороны у нас были деловые отношения, с другой — нам порой было так весело вдвоём, что мы могли смеяться до слёз: вместе гуляли, сидели в столовой за одним столом, разговаривали не только о спорте, но и о жизни. У нас сложилось очень комфортное общение, я даже сделала ему маленький подарочек, шоколадку «Россия – щедрая душа». Из моего опыта общения с иностранцами у меня сложилось впечатление, что им особенно нравится, когда слово «Россия» написано на сувенирах именно по-русски».
Есть что вспомнить
Разумеется, неделя жизни в эпицентре международного события не обошлась без своих историй, которые запомнятся нам, волонтёрам, на всю жизнь. Это как эффект загородного лагеря, когда за короткий промежуток времени ты успеваешь проявить себя, найти друзей и даже влюбиться. Так атташе одной из команд пыталась добиться взаимности от русского сноубордиста, в то время как атташе Италии старалась этой самой взаимности между её командой и русскими болельщицами не допустить.
«Итальянцы — народ темпераментный, поэтому следить за ними нужно было особенно внимательно, — говорит Лера Воронкова, — чуть отвлеклась: они уже бегут по озеру бегать или с русскими девушками общаться».
Честно говоря, весёлых моментов было много. В первый день соревнований итальянцы искренне интересовались, будет ли на трибунах Владимир Путин, и могут ли они хотя бы надеяться его увидеть, а так же постоянно теряли свои сноубордические ботинки. А команда Словении вообще придумала своему атташе забавный позывной:
«Возвращаясь с тренировки, один из спортсменов забыл взять с собой аккредитацию, — рассказывает Каролина Назарова. — Когда нас остановила служба безопасности и начала досмотр, то объявили, что не пропустят его на территорию отеля. Ситуация накалилась, все были на взводе, я долго доказывала, что этот спортсмен наш, словенский, так сказать, однако всё было серьёзно. Нас с ним должны были высадить и оставить ждать, пока кто-нибудь не принесет его аккредитацию. И тогда я спросила у сноубордиста:
—Жан, кто живёт с тобой в комнате?
— Никто. Я один живу.
Я хватаюсь руками за голову, и от усталости, громко и абсолютно по-русски восклицаю «О боже мой!». Полный автобус взрослых мужчин заразился смехом. Конечно, всё закончилось хорошо. Однако команда постоянно мне это припоминала, подтрунивала и говорила в след эту фразу. Это был чисто наш прикол».
Говоря о впечатлениях, хочется вернуться не только в тёплые комнаты отеля, но и на заснеженный склон.
«Сноуборд — это победа над физикой! — отмечает атташе Турции Катя Бурлакова. — Участники Кубка мира вдохновили меня на то, чтобы вести активный образ жизни и, наконец-то, научиться кататься на сноуборде».
Впрочем, не одну Катю посетили такие мысли. Я была поражена и до сих пор нахожусь под впечатлением от силы, красоты и драматургии, что несёт в себе спорт. С сегодняшнего дня я официально записываю параллельный слалом в одно из определений искусства, а сноубордистов — в настоящих художников и просто хороших ребят, среди которых каждый из нас теперь обрёл настоящих друзей.