Задвинуть двигатель прогресса

Если бы не тетя Ася и не свинка Дося, вряд ли россияне бы узнали, как правильно избавляться от пятен на одежде и почему «носочки гимнастки грязные»…
Достать каждого
Около двадцати лет назад реклама всевозможных товаров и услуг бурно вторглась в нашу жизнь. И если от назойливых листовок либо Интернет-рекламы еще можно найти пути избавления, то телевизионная реклама преследует нас каждодневно. Что делает во время рекламных пауз, которые прерывают просмотр передачи или художественного фильма, среднестатистический россиянин? Всероссийский социальный опрос дал ожидаемые результаты: 50 процентов респондентов отправляются на перекур, еще 30 процентов бегут на кухню – перекусить, 18 занимаются мелкими бытовыми делами, и только два процента смотрят видеоролик либо переключают телевизор на другой канал. Что делают в этот же момент рекламщики? Прибавляют уровень звука. Так, чтобы даже в самых отдаленных уголках квартиры голос тети Аси достиг ушей потенциального потребителя. Впрочем, официальная версия рекламных агентств несколько отличается от той, что они высказывают «по секрету». Потому как существенная разница в громкости звуковой дорожки телепрограммы и рекламного блока возникает из-за того, что якобы звук в рекламируемой продукции «вычищен». Вот нашему уху и кажется, что реклама «кричит».
Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N38-ФЗ:
«При трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи. Параметры соотношения уровня звука рекламы и уровня звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяются требованиями технического регламента».
Вечерний Ургант
За двадцать лет столь назойливого преследования мы научились нескольким эффективным способам борьбы с рекламными роликами. Но года два назад рекламщики ухитрились решить эту проблему. Прием сегодня известен всем, кто хотя бы время от времени устремляет свой взгляд на телеэкран. В самый интересный момент при просмотре фильма на экране возникают бегущие люди и животные, или вдруг Ургант при бабочке с лучезарной улыбкой появляется как черт из табакерки. Реакция большинства телезрителей угадывается наперед: в первый раз мы пугаемся,  затем начинаем раздражаться. Особенно не нравится то, что рекламное анонсирование будущих телепередач закрывает треть экрана.  
Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N38-ФЗ:
«При совмещении рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы реклама не должна занимать более чем семь процентов площади кадра». 
Чипсопиво 
Первого июля законом об обороте алкогольных напитков с экранов телевизора была полностью изгнана реклама пива. Надо отдать должное руководству каналов: хоть они и потеряли огромные доходы от этого вида рекламы, шутить с законом не стали. Но спустя буквально месяц неожиданный выход нашли пиарщики. Так появилась реклама известных чипсов. Причем на самой упаковке лакомства без признаков лукавства указано, что они предназначены «к пиву». Что же мы видим в телевизионной рекламе? На экране бар, заполненный молодыми парнями и девушками. Бармен подставляет пустые упаковки под кран установки по розливу пива и наполняет их золотистыми чипсами. Мой 13-летний сын без раздумий ответил, что наливает бармен пиво. Есть другие мнения?
Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N38-ФЗ:
«Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, 
аудио- и кинопродукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами».
Ищу тебя
Лазейки в законе о рекламе находят все. И если нарушения имеют место быть на центральных каналах, то что уж тут говорить о частных – кабельных. Показ телевизионных фильмов и программ там без разбору разбавляется бегущей рекламной строкой. Особенно негодуют горожане по поводу каналов, где реклама перемежается с смс-чатом. Там не только узнаешь много нового о времяпрепровождении юных россиян, обнаружишь, насколько безграмотны в части правописания наши дети, но и увидишь эффективный способ знакомства. Бегущая строчка такого содержания, как «МЧ без м/п познакомится с МЖ без в/п для с/о, есть а и ж/п». В переводе на русский язык это означает, что молодой человек без материальных проблем познакомится с молодой женщиной без вредных привычек для совместного отдыха. Кроме того, у мужчины есть автомобиль и жилая площадь – место для встреч. 
Отдельно стоит сказать о продолжительности рекламных пауз. Так, за час просмотра количество рекламных блоков может равняться десяти. Таким образом, десять минут мы смотрим блокбастер, каждые пять минут «чистим полы с Mr. Пропером». 
Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N38-ФЗ:
«Общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа.
Иные телепередачи, в том числе художественные фильмы, могут прерываться рекламой таким образом, чтобы продолжительность каждого прерывания указанных телепередач рекламой не превышала четыре минуты».
Управа есть?
Как считают в антимонопольном комитете – есть. И большинство проблем антимонопольщики решают именно с помощью граждан. Тех, кому надоела назойливость рекламных пауз, тех, кто хоть однажды открывал закон о рекламе и обнаружил огромное число несоответствий ему в реальной жизни. Благодаря обращениям неравнодушных граждан часть телевизионного эфира подвергается чистке. Еще одна группа заявителей действует исключительно во благо собственных доходов – это конкурирующие агентства и рекламодатели. Для них недобросовестные методы привлечения потребителей особенно чувствительны. Кроме того, сотрудники ФАС и сами проводят выборочный мониторинг распространяемой рекламы. Тотального контроля здесь нет. Но если антимонопольщики посчитают, что реклама может содержать нарушения, то далее следует полномасштабная проверка. 
Exit mobile version