Магнитогорск. В Магнитогорском драматическом театре имени Пушкина зрителям рассказали о важной ночи в одном действии.
После предпремьерного показа спектакля «Весы» по пьесе Евгения Гришковца в постановке главного режиссера магнитогорской драмы Максима Кальсина в фойе Левобережного дворца культуры металлургов нечаянно подслушала фразу незнакомой зрительницы, делившейся впечатлениями с подругой:
− Вот это хороший спектакль, жизненный, смотрится легко!
Фраза ввела в ступор. Легко?! Думается, легко на этом спектакле было лишь тем, кому повезло ни разу в жизни не пережить трагическую потерю близкого человека, не жить в вечной тревоге за родных, за детей. Ну, или, возможно, «повезло» стать полностью «независимым» от них (пользуясь терминологией Гришковца) и совсем не интересоваться их судьбой. Судя по реакции зрителей, таких в зале было меньшинство… В унисон этим мыслям и один из зрительских отзывов (Ольги Анатольевны):
«Такого беззащитного зрителя МЫ не видели, такого проникновенного спектакля МЫ не видели, такого таинства о жизни МЫ не ожидали, придя на премьерный спектакль «ВЕСЫ»….. это НЕЛЬЗЯ рассказать — это НАДО пережить!»
При этом нет в постановке этой в чем-то наивной пьесы ни невероятных режиссерских фантазий, ни многослойных подтекстов, все действительно просто, все взято из жизни, и, что особенно возмутительно, не из чьей-то там абстрактной или чужой жизни, а «жизни твоей и моей» (черт возьми, откуда этот Гришковец все узнал про нас?). Магические совпадения были даже на уровне имен, чисел и фактов.
В итоге историю о том, как четверо мужчин (актеры Анатолий Баженов, Евгений Браженков, Игорь Панов, Николай Савельев) ночью в приемном покое родильного дома ждали появления на свет своих и не своих детей, зритель увидел не «со стороны», как ожидал. Хоть действо, как и полагается, происходило на сцене, на некотором отдалении от зала, зритель ощутил его словно внутри себя, сквозь призму собственного опыта, своих радостей и страданий. Это был доверительный разговор о глубоко личном и сокровенном, возможно, автор и режиссер безжалостно «влезли» в те потаенные уголки души, куда зрители их вообще не рассчитывали пускать, опрометчиво решившись идти на премьеру…
При этом сам автор пьесы Евгений Гришковец, чье имя в России неизвестно только ленивому, в своем интернет-дневнике назвал пьесу «Весы» нежной. Но нежностью − к женам, детям − не исчерпывается спектр переживаний ее героев. Это и жуткое волнение, и боль, и невыносимые угрызения совести за то, что в решающий момент судьбы не был рядом с близким человеком, не защитил, не поддержал, тревога за детей – даже у впервые ставшего отцом двадцатитрехлетнего Артема, который, работая в следственном комитете, уже «такое про этот мир знает». И, зная все это, приводит в этот мир своего сына… Все-таки очень непросто было смотреть этот простой спектакль!