Мечты сбываются?

В Грузии состоялись парламентские выборы

Михаил Саакашвили после победы оппозиции на парламентских выборах предпримет попытку сохранить в своих руках власть за счет одномандатников, считает президент России Владимир Путин. 
Грузинскому президенту можно искренне посочувствовать. Ну, представьте себе, он только сел утром «за кофий», а ему сообщают: «Гамарджоба, генацвале! В парламенте оппозиция!» Обидно. Впрочем, победу участники гонки смогут отпраздновать только 20 октября, когда будут представлены официальные итоги. За прошедшим голосованием следило рекордное количество наблюдателей – более 60 тысяч от местных НПО и международных организаций. А вот российским наблюдателям было отказано в участии из-за отсутствия между странами дипломатических отношений. 
Многие наши политики считают, что нынешние парламентские выборы для Грузии, пожалуй, важнее, чем предстоящие в 2013 году выборы президента. Через несколько месяцев истекает второй и последний срок президентских полномочий Михаила Саакашвили, после которого он больше не сможет баллотироваться на этот пост. После избрания нового президента в силу вступят поправки в Конституцию, инициированные Саакашвили, согласно которым избранный парламентским большинством премьер-министр станет первым лицом государства, а президент сможет только формально предлагать кандидатуры на пост премьера, и то лишь из тех, которые одобрит парламент. Таким образом, в Грузии полностью изменится общественно-политический строй, страна перестанет быть президентской республикой и станет парламентской. Поэтому именно сейчас решается главный вопрос – кто станет ключевой фигурой в системе власти. 
За время правления нынешний президент переделал Грузию в бастион сопротивления российскому влиянию и одновременно в форпост США на Кавказе. Также Саакашвили является автором неолиберальной модернизации страны, но с импульсивно-кавказским акцентом. Кипучую деятельность «батоно Михо» оценивают по-разному: одни считают его рьяным прогрессистом, другие – восточным диктатором. Следуя неолиберальным взглядам, Саакашвили агрессивно привлекал иностранные инвестиции, прежде всего в курортный, туристический бизнес, индустрию развлечений и все то, что, мягко говоря, особого ума не требует, но быстро окупается.
Эксперты надеются, что победа грузинской оппозиции на выборах в парламент страны радикально изменит судьбу этой кавказской республики. Несомненно, никто не будет даже заводить речь о сворачивании достаточно успешных реформ в области полиции или судебной системы, которые провел президент страны Михаил Саакашвили. Говорить скорее следует о том, что с приходом оппозиции к власти грузинская политическая элита теперь избавится от той импульсивности и резкости, которая была столь присуща главе государства и его сторонникам. Сейчас главным итогом для Грузии, наверное, стоит назвать абсолютно мирный переход власти от одной политической силы к другой. Чего не наблюдалось в стране предыдущие двадцать лет.
И в Грузии, и в России теперь ожидают, что победа Бидзины Иванишвили резко изменит отношения Москвы и Тбилиси, напрочь испорченные при Михаиле Саакашвили. Впрочем, и об излишне пророссийской позиции Иванишвили говорить тоже, наверное, нельзя. Выборы вынесли на поверхность абсолютно неизвестного популиста, который в политике «засветился» всего-то год назад. До этого он был известен как предприниматель, сколотивший в России состояние в 5,5-6,5 млрд. долларов при том, что вся экономика Грузии оценивается в 14,5 млрд. долларов. Вернувшись в Грузию после «революции роз», Иванишвили прославился как филантроп, помогавший бедным грузинским провинциям. Он не имеет грузинского гражданства, которого его лишил своим указом Саакашвили за то, что Иванишвили якобы имеет гражданство Франции.
Очевидно, что «Грузинская мечта» победила на популизме и усталости народа от Саакашвили. Ее программа – это обещание «большой бочки варенья и огромной кучи печенья», которые неведомо где возьмутся. Но «Мечта» – это не единая партия, а объединение, куда входят прозападные и умеренно пророссийские, либеральные и социал-демократические по окрасу силы. Уже объявлено, что в парламенте они разобьются на несколько фракций, которые создадут коалицию. 
Сразу после победы на выборах Иванишвили потребовал вернуть ему гражданство, а также заявил, что жесткий неолиберальный курс Са-акашвили будет изменен. Пока Иванишвили и Саакашвили ведут себя миролюбиво и анонсируют переговоры во имя будущего страны, хотя оба заявляют, что не приемлют взгляды друг друга. Банальный напрашивается вопрос: а нам-то что? Нам «батоно Иванишвили» уже пообещал мандарины нынешнего урожая – ну-ну…
Exit mobile version