Кто в «Рукавичке» живет? В «Буратино» представили спектакль для самых маленьких

Магнитогорск. Сороки-белобоки, зайки-попрыгайки и другие герои русского фольклора для самых маленьких поселились в театре куклы и актера «Буратино».

В этом году проект «Новогодние хлопотушки», направленный на знакомство с театром зрителей 2-4 лет, порадует малышей сказкой «Рукавичка». А поставил ее уже известный нам режиссер Павел Овсянников. Выпускник Екатеринбургского государственного театрального института и Санкт-Петербуржской академии театрального искусства,  сам он себя называет свободным художником: ставит спектакли в различных театрах нашей страны. Вот и в Магнитогорске Павел Владимирович уже побывал в качестве актера, а в начале этого года стал создателем чудесного спектакля «Иван Царевич и серый волк». Тогда в беседе с журналистами он сказал: «если будет угодно театральным богам, приеду еще». И вот боги дали согласие – и благодаря Павлу Овсянникову в репертуаре «Буратино» появится еще одна сказка для самого юного зрителя.

Как отметил сам режиссер, сейчас такой жанр очень популярен, и многие театры им занимаются целенаправленно: разрабатывают спектакли, изучают детскую психологию.

Кто в «Рукавичке» живет? В «Буратино» представили спектакль для самых маленьких

«Это очень волнительно, очень ответственно – как маленьким зрителям рассказать о театре, о том, что это не игровая комната, а спектакль, чтобы они и получили удовольствие, и сказку посмотрели, и приняли в ней участие, – обозначил глубокие задачи постановки Павел. – Надеемся, у нас получилось нечто интересное».

«Рукавичка» стала своеобразным попурри  из народных сказок, потешек, прибауток и поговорок.

«Фольклор вроде бы и известен всем, а с другой стороны – не так много его осталось, к сожалению, поэтому что-то я искал, где не хватило – немножечко дописал, и во время репетиций мы тоже кое-что придумали, – улыбается режиссер. – Но мы так договорились: мы как часть народа имеем право внести немножечко  своего в фольклор.  Какие-то игры мы придумывали, не будем говорить, какие надеемся, никто не отличит».

И действительно, получилось очень целостно, что еще раз подтверждает: фольклор – живая, постоянно прирастающая часть нашего бытия, и в век машин и гаджетов от него никуда не деться, ведь он дает человеку корни, особенно в детском возрасте.

Хотя над спектаклем колдовали в самые сжатые сроки, работа шла хорошо, радостно, и в этом немалая заслуга актрисы Анны Зверевой – для нее «Рукавичка» стала фактически  моноспектаклем: за ширмой скрывалась ее тайная помощница – Ирина Барановская, уводя персонажей сказки с переднего плана в практически плоскостной мир, где на полянке лежит потерянная рукавичка.

Все персонажи родились в цехах театра, однако Павел Владимирович не только режиссер, но и художник-постановщик, и эти яркие образы – его заслуга. Куклы предстают в трех размерах – большая, практически обычная плюшевая игрушка, в которой нет никакой театральной механики, может вдохновить ребенка и родителей продолжить постановку сказки дома и маленькие куклы на палочке двух размеров для работы за ширмой. И даже сама рукавичка куда больше похожа на привычный детям предмет кухонного обихода, ведь вся сказка словно бы разыграна на кухне, пока варится в печке каша.

«Я первый раз работаю в таком моноспектакле, – говорит Анна Зверева. – Я понимаю, когда это драматический моноспектакль, ты играешь одну роль, себя в нее перевоплощаешь, а тут нужно было многими голосами все это передать. Причем нужно сделать их не примитивными, не просто мышонок «пи-пи-пи», а увидеть, чем он живет, какая у него мысль есть. Вроде бы и куклами сам управляешь очень мало, но когда кукла работает отдельно, а ты стоишь и просто их озвучиваешь – это, конечно, очень тяжело. Бывало, что и голос срывала на репетициях».

Благодаря таланту Анны Зверевой каждый персонаж получился со своим характером, своим голосом – а голосов потребовалось целых семь, причем переключаться с одного на другой – от мышиного писка до медвежьего баса надо практически мгновенно.

Работа предстояла непростая – не только рассказать сказку, но и заглянуть каждому малышу в глазки, вовлечь в действо, да и родителям намекнуть, как стоит заниматься развитием своих деток и как велико разнообразие, казалось бы, простых, но проверенных сотнями поколений народных пальчиковых игр.

«Это очень сложная задача, – соглашается Павел Овсянников. – Кто-то в первый раз в театре, у кого-то гиперактивность такая, что надо сразу выскакивать на площадку, что-то делать, и конечно для актрисы это очень большой труд – одновременно удержать их внимание и порадовать».

Малышей постоянно вовлекают в процесс: то они варят кашу, то умываются, то играют в пальчиковые игры, сочиняют сказку  вместе с актрисой и героями «Рукавички». Ребята играют в прятки с мышкой и прыгают с зайчиком, учат мишку играть в снежки и заливисто смеются, когда волчок пытается их покусать. Очень помогает в этом домашняя атмосфера малого зала – когда сцена ничем не отделена от зрительного зала,  а зрители сидят на подушках и маленьких стульчиках в непосредственной близости от актерского чудодейства.

«С ребятами, которым три года и меньше работать очень тяжело, – говорит Анна. – Я даже не могу назвать это работой: они настолько еще ранимы, настолько быстро можно их напугать даже громким голосом, и этот ребенок долгое время не пойдет в театр. Они не могут долго сидеть, не может самостоятельно сложить в своей голове, как нужно что-то повторять. Но этот спектакль приучает детей с малого возраста внимательно смотреть, слушать, и в то же время это – нежность, это пестование, чтобы они полюбили театр, смогли приходить и дальше, думать над спектаклями, и это – очень нужное дело».

«Рукавичку» увидят магнитогорские малыши в новогодние каникулы, но актеры надеются, что он войдет и в дальнейший репертуар «Буратино», потому что история эта – на любой случай. Как признается Павел Овсянников, есть и еще задумки на будущее. Сейчас ведутся переговоры о будущей постановке по творчеству архангельского сказочника, этнографа, художника Степана Писахова, которая появится на нашей сцене, наверное, уже в 2021 году.  Очень интересный литературный, игровой материал, и скорее всего, получится что-то любопытное, отмечает режиссер.

Exit mobile version