сегодня ОМОН отмечает 24-летие. Служить в элитном подразделении МВД – особая честь для настоящих мужчин
И это несмотря на то, что служба в отряде сопряжена с опасностью, а выезд по тревоге всегда непредсказуем.
Не случайно и само создание отряда милиции особого назначения. Четверть века назад сотрясаемая реформами страна испытывала необходимость в профессиональных кадрах – подразделениях специального назначения. Необходимость возникла прежде всего из-за новых для России тех лет видов преступлений – это и незаконный захват частной собственности и заложников, и похищение людей. Нужно было обеспечивать правопорядок во время митингов и демонстраций.
Проверку на прочность ОМОН прошел в первую чеченскую кампанию, удачные спецоперации дали возможность говорить о его бойцах как о высококвалифицированных профессионалах. Практика создания спецподразделений распространилась по всем крупным россий-ским городам. Не стал исключением и Магнитогорск, было решено, что в городе, не имеющем статуса област-ного, появится свой отряд. В 1993 году на территории нашего города был создан отряд милиции особого назначения – ОМОН.
Сегодняшний отряд немногим отличается от созданного почти двадцать лет назад. Задачи перед бойцами ставятся те же, что и в 1993-м – несение службы в чрезвычайных ситуациях либо при таких условиях, когда рядовые сотрудники оперативных отделов не в состоянии контролировать процесс. Несколько лет назад магнитогорский ОМОН получил новую прописку – дислокацию на территории бывшей воинской части по улице Советской. Накануне праздничной даты в гостях у бойцов побывали корреспонденты «Магнитогорского рабочего».
Просто так попасть в гости к сотрудникам элитного подразделения нельзя, а потому, заручившись поддержкой городского управления внутренних дел, мы отправляемся на КПП отряда. Дежурный, высокий молодой мужчина, внимательно изучает наши документы, затем делает звонок, после чего назначает нам провожатого по части. Знакомимся: Александр Шперлинг, прапорщик, боец третьего оперативного взвода. В магнитогорском отряде Александр служит пятый год, совсем недавно вернулся из командировки на Северный Кавказ, это его третий выезд.
– Сегодня там спокойно, если так можно сказать. В Ингушетии, где мы были, пытаются наладить мирную жизнь, но, несмотря на все старания, без помощи ОМОНа там еще сложно обойтись, – делится впечатлениями от командировки Александр, – а вообще на Кавказе очень красиво, люди гостеприимные, хлебосольные…
Тем временем мы дошли до двухэтажного здания, где располагается руководство отряда. Нарушать спокойствие рабочих буден не стали, а вот огромное число грамот, благодарственных писем, дипломов, развешанных на стенах, с интересом изучили. Оказалось, что бойцы ОМОНа – регулярные участники спортивных состязаний, победители городских, областных, всероссийских соревнований. Признался и наш гид, что на прошлой неделе вернулся с областного турнира по рукопашному бою, где в личном зачете занял второе призовое место.
– С физкультурой я на «ты» с раннего детства, да и служба требует хорошей физической формы, владения единоборствами, приемами рукопашного боя, – поясняет Александр. – Это важно, потому как наши экипажи не выезжают на бытовые вызовы, мы специализируемся на серьезных правонарушениях, когда рядовые сотрудники полиции уже не в состоянии противостоять злоумышленникам. Кстати, я покажу вам наш спортивный зал, у нас неплохое оборудование для силовых тренировок, есть и татами.
В зале мы застаем двух бойцов ОМОНа, закончивших суточное дежурство. Парни решили перед выходными размяться – потягать штангу.
– Суточное дежурство всегда начинается с физической подготовки – кросс, различные упражнения. Затем следуют обязательная служебно-боевая подготовка, учеба в классе, стрельбы, саперные и другие занятия в соответствии со специализацией взвода, – комментирует увиденное наш провожатый.
Участвуют бойцы и в охране правопорядка во время проведения массовых праздников, дежурят посты во время спецопераций, таких, как задержание угонщиков в ходе реализации «плана-перехвата» – одним словом, там, где необходим специализированный подход к решению опасной задачи. Хотя от слова «опасность» Александр Шперлинг отмахивается, считает, что если боец подготовлен, то риски минимизированы:
– Я с детства знал, что когда вырасту, то обязательно пойду служить в армию, так же считал и мой отец. Мечтал, что после армии обязательно буду работать в милиции, в любом другом специальном подразделении. Готовил себя к этому каждодневными тренировками и направленно шел к цели. После школы поступил в педагогической колледж на отделение физического воспитания, затем получил высшее образование в Уральской академии физической культуры.
Как и положено, отслужил в армии – в батальоне разведки, там же бесповоротно решил, что военную службу продолжит. После демобилизации Александр Шперлинг вернулся в Магнитогорск с целью стать бойцом отряда ОМОН. Для этого пришлось изрядно потрудиться, пройти сложные вступительные испытания, доказать, что достоин служить в элитном подразделении МВД. Впрочем, руководство отряда ни разу не пожалело, что в их рядах есть такие бойцы, как Шперлинг, а Министерство внутренних дел, оценивая заслуги Александра, удостоило его медали «За боевое содружество».