Словесные перепалки на трамвайных путях Магнитогорска иногда перерастают в потасовки
Уже много лет, как пассажиры общественного транспорта
застолбили за собой право стоять на рельсах в ожидании трамвая на остановке «Юность».
Когда-то посадочная площадка была огорожена, и дожидаться нужного маршрута можно было относительно спокойно. Но ограждение снесли, затем в соответствии с городской программой модернизации дорожного покрытия замостили и рельсы. Дескать, в час «пик» пропускная способность автомобильного транспорта существенно увеличивается, глядишь, и ожидания в пробках сократятся. Но не тут-то было – есть в Магнитогорске места, где горожане не уступят и пяди земли.
В утренние и вечерние часы на остановках «Юность» и «Площадь Мира» собирается до полусотни пассажиров. Часть из них ожидает трамвай либо «маршрутку» на обочине, другие, пренебрегая безопасностью своей и окружающих, невзирая на правила движения, томятся на рельсах. К ним присоединяемся и мы. Переминаясь с ноги на ногу, как бы невзначай обращаемся к бабушке, стоящей рядом:
– На рельсах ведь стоять нельзя, правила нарушаем…
– Ага, нарушаем, а они не нарушают, – отзывается старушка и указывает на вереницу машин, выстроившихся в ряд, – я уже пробовала стоять, где положено, так до трамвая не успела добежать, я же тележку с овощами из сада везу! Да и нога больная. Буду стоять здесь, пусть объезжают – они на колесах!
Подходит трамвай, раскрываются двери, бабуля закидывает на ступеньки увесистую тележку, следом взбирается сама. Мы делаем вид, что только что приехали, и пытаемся покинуть проезжую часть. Первый от трамвая ряд машин стоит, двинуться ему не дают снующие пассажиры. А вот автомобили на других полосах уже трогаются с места. Застыв между двух рядов, мы ждем, когда у кого-нибудь из водителей проснется совесть, и они остановятся. Тормозит «маршрутка», следом за ней вынуждены снизить скорость и другие участники дорожного движения. Уже хотим поблагодарить ответственного водителя, который нас пропустил, но, приблизившись к желтопузому микроавтобусу, убеждаемся, что причина законопослушности не в нас: из салона выходят пассажиры…
На обочине занимаем выжидательную позицию, а в это время на замощенных участках рельсового пути собирается новая партия пассажиров. Поток транспорта сгущается еще больше, некоторые в спешке выезжают на рельсы, чтобы опередить попутные автомобили. Но встречают препятствие из ожидающих трамвай пассажиров. Особенно нетерпеливый хозяин иномарки нервно давит на клаксон, призывая освободить проезжую часть. Кое-кто из горожан сдвигается в сторону, переходит на противоположные пути, но большая часть стоит, как вкопанная. По жестам и крикам можно понять, что с места они не сдвинутся.
На противоположной стороне проспекта Карла Маркса припарковывается автомобиль ГИБДД. Включаются мигалка и громкая связь: «Граждане, освободите проезжую часть. На рельсах стоять нельзя, вы нарушаете Правила дорожного движения». Пассажиры морщатся, но упорно стоят. Спасает от штрафов прибывающий трамвай. Он забирает почти всех, площадка посредине дороги пустеет. Но буквально через тридцать секунд на рельсах вновь люди. Гаишники еще раз включают мегафон, но, не достигнув результата, уезжают. Спустя минут пять становится ясно, что их автомобиль рано покинул «жаркое место».
Настойчивый водитель, уверенный в своих правах, не сворачивая, ведет машину по рельсам. Вплотную подъезжает к пассажирам, давит на педаль газа, машина рычит, люди спешно сдвигаются с места. Таким образом расчищая себе дорогу, он почти доезжает до полосы кругового движения. И встречает отпор. Группа пенсионеров, среди которых выделяются двое высоких мужчин, не дают джипу места для маневра. Мужчина не переставая сигналит, открывает окно, оттуда доносится мат. Перепалка между автомобилистом и пассажирами завязывается нешуточная. Слышны угрозы, оскорбления. Неожиданно один из пассажиров с размаху бьет по машине увесистой сумкой. Мужчина из салона авто в свою очередь пытается то ли отмахнуться, то ли ударить кого-нибудь. Подходит трамвай, пассажиры вынуждены сойти с рельсов и уступить дорогу автомобилю…
По информации сотрудников Госавтоинспекции, подобные стычки с участием пассажиров общественного транспорта и автолюбителей происходят с завидным постоянством. У каждой из противоборствующих сторон находятся свои аргументы. Пассажиры на собственном опыте знают, что если не занять удобную для посадки в салон трамвая позицию заблаговременно, то вагон нужного маршрута можно и пропустить.
– Не всегда и не все пропускают к трамваю, – говорит пенсионер Михаил Илларионович, – иной раз только чудом не попадаешь под колеса. Да и главное – мы всегда здесь (на остановке «Юность». – прим. авт.) стояли. И стоять будем!
Впрочем, Правила дорожного движения четко предписывают, что должны делать пассажиры трамвая на остановках, которые не оборудованы специальными площадками для посадки и высадки пассажиров.
Пункт 4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.
Пункт 14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.