Услышать Когана – и заболеть. Музыкой

Два часа в сиянии алмазной россыпи – магнитогорская публика внимала звездным музыкантам
«Раскрой руку, представь, что ты рисуешь красками», – в Магнитогорской консерватории шел мастер-класс заслуженной артистки РФ, солистки камерного оркестра «Волга-филармоник» Ирины Смоляковой. 
На ее месте должен был стоять всемирно известный скрипач Дмитрий Коган. Но вышло так, что в поездке по Челябинской области один из главных организаторов фестиваля «Дни высокой музыки на Южном Урале» простудился и прибыл в нашу консерваторию немного позже запланированного времени. Несмотря ни на что, Коган вместе с оркестром «Волга-филармоник» и лауреатом международных конкурсов американским пианистом Дереком Ханом дал блестящий концерт. 
– Приятно видеть вас на втором международном фестивале «Дни высокой музыки на Южном Урале», – начал общение с журналистами Дмитрий Коган на пресс-конференции перед концертом. – При поддержке губернатора области Михаила Юревича год назад мы осуществили общую идею – донести произведения высокого искусства до широкого слушателя. Фестиваль прошел с огромным резонансом, люди заждались таких встреч. Поэтому Дни высокой музыки в этом году значительно расширились, охватив уже 12 городов Южного Урала. Возможно, в следующем году их будет еще больше.
Дерек Хан впервые приехал в город металлургов и уже успел провести мастер-класс с магнитогорской молодежью. На вопросы журналистов пианист отвечал с помощью переводчика, роль которого взяла на себя мама Дмитрия Когана – известная пианистка Любовь Казинская.
– Главное, что Дни высокой музыки привлекают молодежь, – заметил в беседе Дерек Хан. – Сейчас, в связи с мировым экономическим кризисом, возникают большие сложности с пропагандой классического искусства. Приятно видеть, что у вас власти оказывают поддержку таким начинаниям, как международный фестиваль. А то, как реагирует на классику ваш слушатель, – это просто фантастика! Русская музыка всегда занимала в мировом пространстве непревзойденную вершину. Я очень люблю Чайковского, Рахманинова, Ростроповича. Но мое  сегодняшнее выступление будет посвящено Баху, я сыграю его концерт «Соль-минор».
– Дмитрий Павлович, в рамках Дней высокой музыки в Челябинске была представлена программа «Классика без кодекса», в которой вместе с признанным кларнетистом Игорем Федоровым выступил со своими песнями и Сергей Мазаев. Значит ли это, что фестиваль кроме классики будет привлекать к себе и другие формы музыкального искусства? – задаю я вопрос Когану.
– Во-первых, Сергей Мазаев профессионально владеет кларнетом. Во-вторых, нас ни в коем случае нельзя назвать консерваторами. Поэтому мы дали возможность популярному артисту выступить как с американскими, бразильскими песнями, так и со своими собственными сочинениями. Сергею удается гармонично сочетать классический кларнет с гитарным рифом и драйвом рок-группы «Моральный кодекс». 
– Да, я не ожидал такой интересной игры, – поддержал его Дерек Хан. – У себя на родине я вряд ли бы пошел на концерт не классического содержания. Но выступление Сергея Мазаева меня «зацепило», был потрясен его профессиональным уровнем, захотелось еще раз послушать вашего артиста. 
– Скажите о целях мастер-классов, которые вы проводите в рамках Дней высокой музыки. 
– Конечно, за один раз мы не можем научить молодежь правильно владеть инструментом, – охотно разъяснил Дмитрий Коган. – Но кроме того, что мы даем целый ряд полезных советов, ребята на занятиях могут почувствовать импульс для своего дальнейшего развития. Их искусство имеет поддержку, и они должны и дальше совершенствоваться в этом направлении. Такой же толчок мы даем и их педагогам.
Программу фестиваля мы выстраиваем так, чтобы уральские музыканты имели возможность профессионального общения со звездами мировой величины, – отметил Дмитрий Павлович. – Так, народный артист СССР Зураб Соткилава  выступил с челябинским камерным оркестром «Классика», народный артист РФ Александр Филиппенко – с челябинским камерным хором, тенор Максим Пастер – с народным оркестром «Малахит». Меня как советника культуры губернатора Челябинской области не могут не волновать уровень и состояние этой сферы на уральской земле. Могу сказать, что власть в лице губернатора повернулась лицом к высокому искусству. Я вижу огромный интерес со стороны людей: сколько бы ни проходило наших концертов, они жадно их впитывают. Поэтому моя задача как одного из организаторов фестиваля – удовлетворить потребности публики.
Именно тогда, когда разговор пошел о культурных запросах магнитогорцев, в кабинет ректора МаГК, где проходила пресс-конференция, вошел глава города Евгений Тефтелев. 
– Магнитка – не глубинка, – сказал он после приветствий. – Это второй город в области, славящийся своим металлургическим производством. Спасибо губернатору, который развитие культурной сферы ставит в ряду приоритетных направлений. Мы, в свою очередь, делаем все возможное, чтобы помочь музыкальным школам с помещениями, оснащением инструментарием. Стараемся, чтобы Магнитогорск стал одной из лучших площадок для проведения международного фестиваля. 
Еще раз свою благодарность Дмитрию Когану, инициатору Дней высокой музыки, Евгений Николаевич выразил уже после окончания концерта, под шумные аплодисменты зала: «Спасибо этому замечательному человеку и музыканту, который  находит время для нас и делает все от него зависящее, чтобы музыка на Южном Урале звучала гордо». 
В этот день магнитогорские слушатели смогли сполна насладиться высоким искусством, высоким профессионализмом и высокой самоотдачей музыкантов. Со сцены в исполнении Дерека Хана и камерного оркестра «Волга-филармоник» под управлением Дмитрия Когана прозвучали Концерт Вивальди и «Маленькая ночная серенада» Моцарта. Во втором отделении солировал сам Дмитрий Коган – на уникальной скрипке работы Гварнеро дель Джезо он в сопровождении оркестра сыграл «Турецкий марш» Моцарта, «Мелодию» Чайковского, вальс «Светлый ручей» из балета Дмитрия Шостаковича, марш Сергея Прокофьева из оперы «Любовь к трем апельсинам», Фантазии композитора Игоря Фролова. И поскольку зал не хотел отпускать великого скрипача, сверх программы зрители услышали зажигательный «Чардаш» Монти и страстное «Либертанго» Астора Пьяццолы.
Exit mobile version