Триумф благородного разбойника. На сцене театра оперы и балета родился хит

Те, кому посчастливилось побывать на первых показах мюзикла «Дубровский», говорят о громкой премьере как о свершившемся чуде. Действительно, раньше магнитогорским зрителям не приходилось видеть, чтобы наши прекрасные солисты оперы и артисты хора танцевали почти как артисты балета, а артисты балета, напротив, пели – и тем самым приблизились к уровню универсальных артистов.

Блистательная магнитогорская Кармен Галия Чаванина-Валеева, обладательница роскошного меццо, перевоплотилась в предводительницу разбойников – не менее харизматичную Егоровну, в образе которой переходит порой на роковую манеру пения, исполняя в этот момент замысловатые балетные па.

Надо отдать должное столичным постановщикам, которые не стали «ломать» оперным артистам голоса – об этом музыкальный руководитель постановки Валерия Брейтбург говорила на пресс-конференции, состоявшейся после предпремьерного показа мюзикла. Поэтому несомненной «изюминкой» магнитогорской постановки «Дубровского» стали великолепные голоса.

Триумф благородного разбойника. На сцене театра оперы и балета родился хит

Недаром это первый случай в России, когда эстрадный мюзикл «Дубровский» поставлен в оперном театре. В отношении голосового состава большим открытием постановки стал солист оперы Виталий Лой в роли Владимира Дубровского, сумевший свой мощный вокал органично вписать в эстрадные композиции мюзикла, от чего постановка, несомненно, только выиграла.

«Не все певцы были готовы с самого начала перестроиться на эстрадную музыку, где-то даже был психологический зажим: «Нам, наверное, испортят голоса». Но ломать голос – это самое непрофессиональное, что можно сделать. Нужно лишь «пристроить» природу артиста к данному материалу. И люди не перестали петь хорошо с точки зрения правильности вокальной позиции, они просто «пристроились» к некому типу музыки, стилистическим особенностям. Я очень благодарна солистам, что они выдержали это испытание», − говорит Валерия Брейтбург.

Зрители изумлялись, когда узнавали, что певцы, интенсивно двигаясь на сцене, поют вживую и при этом ни у кого не сбивается дыхание, даже у замечательного исполнителя характерных ролей спектакля Дмитрия Григорьева, которого в образе французика Дефоржа (да, именно так, «уменьшительно», но не «ласкательно», а, скорее, «уничижительно» представил его артист) несколько раз высоко подбросили над сценой лихие разбойнички из банды Дубровского. Достигнут такой поразительный результат упорными тренировками на протяжении полугода. В мюзикле вокал не существует отдельно от движения и танца, это жанр синтетический.

«Мы находились в постоянном тренинге, это сразу же было совмещение трех составляющих – музыки, слова и движения, нас готовили к тому, что ни без одной из этих частей спектакль не состоится», − рассказала о репетициях, на которых иные из артистов и по 10-15 килограммов веса потеряли, исполнительница роли Маши Троекуровой Мария Менщикова. 

Прибавьте к уже перечисленным достоинствам качественный музыкальный материал Кима Брейтбурга, где практически каждый из номеров –хит, яркую сценографию от заслуженного художника Чувашии Валентина Федорова (тут и видеопроекция, и красивые костюмы, и выразительный реквизит вплоть до вил, топоров и вязанок хвороста для свершения казни через сожжение). «Дубровский» − это захватывающие перипетии пушкинского сюжета в переложении знаменитого поэта и либреттиста Карена Кавалеряна − есть и авантюры, и интриги, и романтическая история, а также оригинальные трактовки отдельных образов, например, в князе Верейском в исполнении Ильи Склярова явно угадывалась пародия не столько на светское общество образца двухвековой давности, сколько на одну из центральных фигур современного российского шоу-бизнеса.

Заслуженным итогом огромной сценической работы, проделанной магнитогорскими артистами под художественным руководством автора мюзикла «Дубровский» − композитора и продюсера Кима Брейтбурга, режиссера-постановщика и хореографа, известного в России и за рубежом в качестве художественного руководителя ансамбля «Русские сезоны» Николая Андросова и трепетной «души» спектакля – музыкального руководителя и супервайзера Валерии Брейтбург – стали бурные зрительские овации.

Да, возможно, были в спектакле и недостатки, над которыми постановщики наверняка работали с труппой после предпремьерного показа, но, как признала на пресс-конференции Валерия Брейтбург, они были незаметны зрителю благодаря вовлеченности, самоотдаче артистов, а также драйву, энергетике, экспрессии и буре эмоций, которые, как ни крути, главенствуют в жанре мюзикла.

«В мюзикле есть еще над чем поработать в плане звука», − резюмировал Ким Брейтбург, профессиональный звукорежиссер, имея в виду работу звукового оборудования. Говоря о работе артистов, художественный руководитель и продюсер постановки отметил, что то, что он увидел на сцене, – кульминация того, чего на сегодняшний день достигли артисты.

«Мы постараемся сделать все возможное, чтобы хуже не стало, − говорит Ким Александрович. – Здесь хорошие ассистенты у режиссера, они очень подробно все фиксировали, думаю, они будут держать спектакль в тонусе, в том качестве, в котором он был поставлен».

Валерия Брейтбург отметила, что благодаря небольшому сценическому пространству у нашей постановки появилось художественное своеобразие:

«”Дубровский”, по жанру скорее эстрадное шоу, ревю, приобрел театральность. И артисты сегодня очень точно воспроизводили задачи актерские, драматургические, связанные со сквозным действием, ощущение, что это театр. Спектакль красивый, трогательный, светлый, этому способствовали обстановка на сцене и в театре». 

«Дубровский» для города – одно из самых ярких событий культурной жизни. А для театра оперы – бесценный творческий опыт и выход на новый уровень мастерства артистов, и, как отметил директор театра оперы и балета Илья Кожевников, этапная работа.

«Для нас это был определенный вызов, − говорит Илья Сергеевич. − Для меня лично делом чести было пройти через многие препятствия: на тот момент, когда мы начинали ставить спектакль, у нас не было большей части необходимого оборудования, видеопроектора, была огромная боязнь всей труппы, а где-то просто неприятие материала… Как 25 лет назад театр оперы не мог возникнуть здесь, но чудо произошло, также и сейчас мы стали свидетелями чуда: в оперном театре с оперными солистами рождается новый жанр, рождается на профессиональном уровне, и я благодарен за это команде постановщиков».

Exit mobile version