Профессор журналистики. «Магнитогорский рабочий» вспоминает своих именитых спецкоров

Магнитогорск. В этом году исполнилось 105 лет со дня рождения Арона Хинкиса.

Пахарь информационного поля

В журналистскую профессию Арон Нахманович пришел еще до начала Великой Отечественной войны в родном Киеве. Как писали о нем коллеги из «МР», был он слесарем одного из киевских заводов и начинал как рабкор заводской газеты.

В июле 1941 года Хинкис ушел на фронт, служил офицером артиллерийской службы, был награжден медалями «За оборону Киева», «За оборону Кавказа», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», орденом Отечественной войны.

Супруга Арона Нахмановича Ася Оскаровна с родителями и маленькими дочками – младшая Маргарита родилась за десять дней до начала войны − уехала в эвакуацию на Южный Урал, семью поселили в Агаповке. Арон Хинкис, демобилизованный после очередного ранения, в 1944 году пришел в редакцию «Магнитогорского рабочего». Нашей газете он отдал почти 45 лет.

Уже в конце 1940-х годов Арон Хинкис руководил промышленным отделом редакции – производственная тема всегда была его коньком. Однако к руководящим должностям Арон Нахманович вкуса не почувствовал, не был он и членом партии. Его куда больше интересовала живая журналистская работа «в поле», которая могла бы помочь разобраться в насущных проблемах производства, экономики, быта и принести реальную практическую пользу.

Профессор журналистики. «Магнитогорский рабочий» вспоминает своих именитых спецкоров

Этой работе и был бесконечно предан до последних дней жизни Арон Нахманович. Большой труженик, он был очень требовательным к себе и другим, во всем стремился дойти до самой сути, любой вопрос довести до решения и всегда удивлял коллег своей неутомимостью. Он был точен, пунктуален, дисциплинирован и добросовестен.

Производственную тематику Арон Хинкис знал настолько глубоко и подавал так интересно, что о нем ходила легенда, будто бы один из директоров Магнитогорского металлургического комбината, прочитав аналитический материал Арона Нахмановича, сказал на совещании, что с удовольствием обменял бы журналиста Хинкиса на ведущего инженера. Руководители всегда тщательно готовились к разговору с этим дотошным журналистом. Он изучал тему всесторонне, буквально пропадал на производстве, много беседовал с людьми – от рабочих до руководителей.  

«Газета держится на Вас!»

Дочь Арона Нахмановича Маргарита Ароновна сохранила немало документов, касающихся работы отца. Один из приказов по редакции «МР» от 26 апреля 1955 года, подписанный Георгием Суворовым, гласил: «Литературному сотруднику экономического отдела редакции т. Хинкису А. Н. было поручено освещать ход Всесоюзного совещания прокатчиков. Тов. Хинкис отнесся к этому важному делу со всей серьезностью, проявил трудолюбие и настоящую журналистскую оперативность. В результате этого газета смогла своевременно публиковать популярные и технически грамотные отчеты с совещания». За безупречную работу Арону Нахмановичу объявили благодарность и назначили повышенный гонорар.

В 1981 году, когда Арона Хинкиса провожали на пенсию, для него составили такое поздравление, проиллюстрированное дружеским шаржем Геннадия Шибанова:

«Нет, не верится в такое –

Хинкис где-то на покое…

Не годится Вам пока

Нежить праздные бока!

И поэтому, как прежде,

Мы на Вас в большой надежде:

Ждет любимый коллектив

Вас в свой авторский актив!»

В другом поздравительном адресе коллеги признавались Арону Нахмановичу: «Ведь Вас нельзя представить без газеты, как и ее, родимую, без Вас». «Газета держится на Вас!» − писали они. А когда Хинкис однажды заболел, ему передали «спецвыпуск» «МР» с жалобой: «Настали дни тяжелые, и на сердце свербит – телега всей редакции без Хинкиса скрипит».

Сорокалетию «Магнитогорского рабочего» журналисты и рабкоры газеты посвятили спецвыпуск «МР». Материал, героем которого стал Арон Нахманович, был озаглавлен «Профессор журналистики», в нем Хинкиса называли «зубром газетной работы», который «справедлив, требователен, трудолюбив, иногда «кусается». Арон Нахманович был наставником творческой молодежи, много сотрудничал с рабкорами, в том числе с Николаем Доможировым, Михаилом Горшковым, которые обрели широкую известность среди читателей «МР. 

Сохранились в семейном архиве и публикации Арона Нахмановича, посвященные Магнитогорску и его промышленному гиганту, в журналах «Металлург», «Советский моряк», американском «USSR», воинской газете «Ленинское знамя».

За честь советской Конституции

Один из случаев из истории «Магнитогорского рабочего», связанных с именем Арона Хинкиса, вспоминал на страницах новогоднего номера газеты журналист Раиф Шарафутдинов. Дело было в конце 1970-х – время «строгое», за опечатку в газете тогда можно было получить серьезное наказание… В тот день публиковался текст брежневской Конституции, и за эту часть газеты отвечал дежурный журналист Арон Хинкис.

«Арон Нахманович был уже дома, когда в полночь у него в подкорке что-то щелкнуло. Он позвонил в редакцию дежурному по основной газете и деликатно произнес: «Нельзя ли проверить 14-ю статью этой чертовой Конституции? По-моему, она повторяется у нас на полосе два раза». Так оно и оказалось. Арон Нахманович спас от больших неприятностей, решив проверить свои сомнения, себя, корректоров, редактора, и, наверное, первого секретаря горкома», − вспоминал Шарафутдинов.

Примерно в час ночи подожгли стотысячный тираж газетного вкладыша с Конституцией. Пламя поднялось высоко, и потом долго ходили разговоры – что это горело ночью во дворе типографии? А «МР» с правильным текстом Конституции вышел в печать только к 11 часам утра.

За доблестный труд

Арон Хинкис часто работал дома допоздна, вспоминает дочь. Тексты писал от руки. Почерк у Арона Нахмановича был неразборчивый, но машинистки в редакции его хорошо изучили. А если материал нужно было послать в иногороднее издание, супруга переписывала материал от руки.

Ася Оскаровна на протяжении долгих лет была верной подругой и помощницей Арона Нахмановича. Поддерживала уют в доме, всегда ждала мужа к обеду. Они совсем немного не дожили до золотой свадьбы, а соседи и сейчас вспоминают, какой они были дружной парой. Когда Аси Оскаровны не стало, Арона Нахмановича часто навещал его коллега и друг Георгий Суворов.

Несмотря на свои статус, авторитет и известность, Арон Хинкис оставался очень скромным человеком, никогда не ждал почестей и привилегий, и до конца был предан профессии.

«Вот эта фотография мне особенно дорога, − показывает дочь журналиста Маргарита Ароновна один из архивных снимков. – Здесь папа снят за несколько месяцев до ухода из жизни – это февраль-март 1988 года. Он в тот день плохо себя чувствовал, но, несмотря на мои уговоры, поехал на комбинат, потому что пообещал быть на сменно-встречном собрании. Участники собрания давали ему свои наказы, просили о чем-то написать. Его провожал начальник цеха, он предложил папе отвезти его домой на машине, но папа отказался и поехал на трамвае… Для нас с сестрой он навсегда остался примером серьезного отношения к работе».

Среди наград нашего старшего коллеги – медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Ленина», звания «Ветеран труда», «Ветеран Магнитки».

Exit mobile version