Бродвей по-магнитогорски. Чета Брейтбургов презентовала мюзикл «Дубровский» студентам

Магнитогорск. Ким и Валерия Брейтбург рассказали о секретах бродвейского жанра.

Встреча прошла в Институте гуманитарного образования МГТУ имени Носова. Говорили откровенно об особенностях американских, бродвейских и российских мюзиклов, секретах их постановки, о российском и американском шоу-бизнесе, зарплатах артистов, конкуренции и о многом другом.

Артисты из аграрного университета

Ким Брейтбург – автор музыки, продюсер и художественный руководитель мюзикла «Дубровский», премьера которого состоится благодаря средствам гранта главы Магнитогорска «Вдохновение». Супруга Кима Александровича Валерия Вячеславовна – музыкальный руководитель и супервайзер спектакля. В октябре постановщики провели в Магнитогорске заключительный репетиционный этап мюзикла и примут участие в его премьерных показах, которые пройдут 25,26,27 октября, а также 2 и 3 ноября.

Бродвей по-магнитогорски. Чета Брейтбургов презентовала мюзикл «Дубровский» студентам

Ким Брейтбург на протяжении последних десяти лет занимается сочинением музыки к мюзиклам – эти постановки с успехом идут во многих городах России и ближнего зарубежья. Тот же «Дубровский» поставили уже в четырнадцати театрах – в Минске, Новосибирске, Волгограде, Оренбурге, Кемерово и других городах.

Брейтбург являлся одной из ключевых фигур российского шоу-бизнеса, выступал продюсером Валерия Меладзе, Николая Трубача, Бориса Моисеева, группы «Премьер-министр», Александра Панайотова, Алексея Чумакова, Алексея Гомана, Руслана АЛЕХНО, Марины Девятовой, написал около шестисот песен, многие из которых спели известные исполнители – это «Необыкновенная», «Натуральный блондин», «Голубая луна», «Обычная история», «Лунная мелодия» и другие.

Вместе с супругой Ким Александрович руководил музыкальными программами на федеральных каналах – такими, как «Народный артист», «Секрет успеха», «Фактор А» с Аллой Пугачевой, «Битва хоров». Валерия Брейтбург – преподаватель вокала, доцент Российской академии музыки имени Гнесиных, кандидат искусствоведения, чья диссертация как раз касалась темы мюзиклов. Валерия Вячеславовна помогла раскрыть талант многих известных ныне исполнителей. Брейтбурги ежегодно бывают на Бродвее, отслеживают все новинки, наблюдают за тенденциями развития жанра мюзикла.

«Ставя мюзиклы в разных городах, мы работаем с разными артистами, – говорит Валерия Брейтбург. – В нашей практике приветствуются открытые кастинги, на которые мы приглашаем молодых ребят, которые порой не имеют профессионального музыкального образования, просто любят музыку, хорошо поют, музыкально одарены. И было очень много случаев, когда к нам приходили на кастинги из аграрного университета, института иностранных языков».

В Магнитогорске Брейтбурги работали, в основном, с артистами Магнитогорского театра оперы и балета.

«Такая ситуация была впервые в нашей жизни, мы никогда раньше в оперном театре не ставили мюзикл. Поэтому ваш город может гордиться тем, что впервые в репертуаре профессионального оперного театра появится такой спектакль, – подчеркнула Валерия Вячеславовна. – Тот мюзикл, который мы сегодня вам представляем, будет близок молодежи, потому что в нем есть современная музыка разных направлений – поп, рок, стилизованные этнические жанры, поданные в современном ключе. Мы хотим, чтобы молодые люди ходили в театр и не думали, что это какое-то статичное, архаичное искусство. Сегодня в театре рождается очень много интересных произведений».

В подтверждение этих слов артисты представили студентам два номера из мюзикла «Дубровский» – «Лиха беда начало» и один из центральных «Кто придумал любовь?».

Что такое мюзикл?

«Мюзикл – искусство демократичное, рассчитанное, прежде всего, на эмоциональное восприятие, – рассказал Ким Брейтбург о популярном жанре. – Обычно во всех мюзиклах кипят страсти, действуют яркие персонажи. Люди во всем мире с удовольствием ходят на мюзиклы, их количество все время растет, в отличие от концертных программ. Особенность мюзикла в том, что текст спектакля считается единым, то есть реплики, которые произносят актеры, то, что поется, и то, что танцуется – это все единый текст и единая среда, в которой развивается сюжет».

Ким Александрович посвятил участников встречи в историю жанра мюзикла, зародившегося в Америке примерно в середине 19 века, и рассказал о современных бродвейских постановках:

«Сначала это были большие шоу, которые назывались экстраваганции – с привлечением гигантского количества людей. Очень часто в этих представлениях принимали участие не только артисты эстрады, но и артисты цирка. К началу двадцатого столетия эти шоу стали приобретать все более театральный характер, тогда появились первые мюзиклы, связанные с литературным сюжетом. Их стало интересно смотреть, они стали спектаклями. Пик интереса к жанру пришелся на 40-е-50-е годы прошлого столетия, когда появились такие известные мюзиклы, как «Оклахома!», «Король и я», «Вестсайдская история». Чем дальше развивался мюзикл, тем больше он был обращен к молодежи, посещаемость мюзиклов на Бродвее, где работают сорок театров, очень высока. Есть мюзикл «Призрак оперы» Эндрю Ллойда Уэббера, который идет на Бродвее уже 30 лет – каждый день в одном и том же зале, он выдержал уже более 13 тысяч представлений. На Бродвей едут люди со всего мира. Шоу там совершенно фантастические, очень техничные, с замечательными декорациями, там появляются все современные новинки сценического оборудования».

Мюзикл в Америке – поле для экспериментов. Несколько лет назад на Бродвее появился мюзикл «Гамильтон», повествующий о начальных страницах истории США, написанный в стиле хип-хоп. Шоу пользуется сумасшедшей популярностью, билеты на него, несмотря на их дороговизну, достать очень трудно.

Снискали большую популярность и недавние бродвейские новинки на российскую тему – мюзиклы «Наташа, Пьер и великая комета 1812 года» по мотивам «Войны и мира», где Наташу Ростову играет темнокожая актриса, и «Анастасия» об истории чудесно спасшейся великой княгини Анастасии Романовой.  

Валерия Брейтбург раскрыла секреты долголетия бродвейских мюзиклов:

«Есть определенные технологии подготовки актеров. Сменяются поколения артистов, а спектакль должен выглядеть неизменно – так же, как тогда, когда он был создан. Он должен быть коммерчески успешным. Здесь, в России, не Бродвей, у нас нет таких технологий, бюджетов, возможностей. Но принцип подготовки актеров мы взяли бродвейский. Они говорят, что их готовят, как космонавтов. Потому что человек каждый день должен выходить на сцену, прикладывать большие физические усилия, работать с телом, голосом, актерским мастерством, сценической речью, должен быть готов каждый день выдерживать колоссальные нагрузки. Люди, которые сегодня танцуют перед вами на сцене, в любой момент могут спеть какую-нибудь арию из оперы. Физическая подготовка, у них, конечно, не бродвейская, актерам приходилось прикладывать огромные усилия, где-то преодолевать внутреннее сопротивление, непонимание. «Задача на выносливость» была поставлена, чтобы подготовить людей к совершенно другому типу использования себя, своей техники, психотехники. Жанр требует таких технологий».

Есть ли перспективы у жанра мюзикла в России? – поинтересовались студенты.

«Думаю, что у нас гигантские перспективы, связанные с мюзиклами, – убежден Ким Брейтбург. – Все больше театров их ставят, я думаю, за этим жанром будущее.

Среди отечественных авторов мюзиклов популярны Ким Брейтбург, Роман Игнатьев, Максим Дунаевский. Они осваивают свой собственный, российский путь в искусстве мюзикла, который отличается от путей других стран».

В России также очень любят французские мюзиклы. Русская и французская культуры имеют больше общего, чем русская и американская, построенная на традициях афроамериканцев – джазе, блюзе, совершенно иных музыкальных интонациях. Французская музыка чувственная, в основном, минорная, сентиментальная. У американцев же больше мажора, оптимизма, иногда немного напускного.

Как рассказали гости, американский театр также очень отличается от российского. Если у нас культивируется понятие о театре как о храме искусства, то американцы относятся к нему как к развлечению, дарящему отдых после тяжелого дня. Там в зрительном зале публика сидит за столиками, может выпивать и закусывать – у задней стены есть барная стойка.

«На острие атаки»

Главную роль в постановке и дальнейшем сценическом существовании мюзикла играют продюсер, режиссер-постановщик и супервайзер, он же музыкальный руководитель. Именно Валерия Брейтбург в случае с «Дубровским» будет поддерживать спектакль в первоначальной форме – может, например, приехать с инспекцией и «отрегулировать» спектакль, если со временем он несколько «расшатается».

Кстати, в Америке подход к «производственной дисциплине» в театре куда жестче, чем в России – законы диктует конкуренция. В бродвейской профсоюзной лиге состоит 51 тысяча актеров, из них заняты в спектаклях лишь 17 тысяч человек. Оставшиеся не у дел 34 тысячи актеров постоянно «дышат в затылок» тем, кому посчастливилось быть на сцене.

«Если ты чего-то не можешь, то ты не сможешь найти себе работу. Поэтому ты будешь стараться, ты всегда будешь мотивирован на то, чтобы развивать свои способности, свое мастерство. Эта мотивация и превращает людей из любителей в профессионалов, – говорит Валерия Брейтбург».

И – да, зарплаты у бродвейских артистов высоки, однако велик и процент профсоюзных взносов, из которых платят пособия старикам и артистам, временно оставшимся без работы. А чтобы стать членом бродвейского профсоюза и претендовать на участие в кастингах, нужно не менее 50 недель отработать в провинциальном театре.

«Почему российские артисты чаще всего не могут сделать успешную карьеру в Америке? – рассуждает Валерия Брейтбург. – Одна из причин – то, что актерское образование в Америке стоит очень дорого и заплатить такие деньги не всем по карману. Но еще надо выдержать дичайшую конкуренцию, чтобы поступить в эти музыкальные университеты, и этот строгий подход к обучению, где не позволяется никакое подобие лени. Мы сегодня студентам многие вещи прощаем, а там в силу конкуренции ничего такого не прощают.

Мы перешли на коммерческие рельсы, а подходы остались те же, что и раньше. Раньше все были равны, поэтому «упираться», чего-то добиваться не нужно было – а зачем? Человек знал, что он окончит институт, у него будет работа, зарплата. А сейчас это «а зачем?» уже не актуально. И люди, которые так ставят вопрос, остаются не у дел. И, к сожалению, мотивация к успеху у нынешнего молодого поколения не просматривается…»

«Нужно «упираться», дорогие друзья! – поддержал супругу Ким Брейтбург. – Чтобы чего-то добиться, нужно много трудиться, много читать, много знать, многим интересоваться и быть на острие атаки. Сейчас нет другого выбора».

Exit mobile version