Магнитогорск. Как сообщила начальник службы учета и реализации воды МП «Водоканал» Наталья Зверева, необходимость эту диктует федеральное законодательство, определяющее ответственность граждан на установку приборов учета на границе эксплуатационной ответственности централизованных систем водоснабжения и сетей самого потребителя.
На данный момент все новые объекты, вводимые в эксплуатацию, уже имеют такие водосчетчики, охват в ранее построенном частном секторе сегодня составляет порядка 20 процентов.
Работа эта ведется на протяжении последних 3 лет, будет продолжаться она и в последующие годы, так как законодатель позволяет собственникам, у которых прибор учета находится в доме, дождаться окончания межповерочного интервала работы водосчетчика, а он составляет 6 лет, либо выхода прибора из строя. Затем потребитель получает предписание установить прибор на границе эксплуатационной ответственности.
После установки водосчетчика в колодце сам собственник может продолжать подавать показания по тому прибору учета, что находится у него в доме, либо начисления будут производиться по среднему потреблению за последние 6 месяцев. Два раза в год специалисты «Водоканала» будут снимать показания со счетчика в колодце, где сети потребителя примыкают к муниципальным, чтобы сравнить правильность переданных показаний.
«В случае выявления каких-либо разночтений, потребитель вправе обратиться на комиссию по спорным вопросам в МП «Водоканал», по адресу ул. Советской Армии 2/1 по средам с 14.00 до 17. 00 Если какие-то ситуации требуют детализации, их рассмотрят и вновь пригласят потребителя на встречу, либо разъяснят регламент действий посредством телефонного разговора», – отметила специалист МП «Водоканал».
Вновь опломбировать прибор учета в доме могут лишь те абоненты у кого отсутствует техническая возможность установки его в колодце, это определяют специалисты предприятия. К слову, наличие воды в нем не препятствует установке: в этом случае помогут специальные счетчики-мокроходы, которые способны работать в условиях затопления. Отдельная ситуация возникает, если дом на два и более хозяина и ввод коммуникаций у него один, в этом случае прибор принимается в эксплуатацию в помещении на еще один межповерочный интервал.
Работы по установке счетчиков проводит МП «Водоканал», стоимость их колеблется от 4 до 6 тысяч рублей. Учитывая финансовую нагрузку на потребителя, МП «Водоканал» по желанию собственника предоставляет рассрочку до 3 лет, в этом случае платеж в месяц не превышает 190 р. Однако муниципальное предприятие не является монополистом в этом вопросе: пользователь может установить прибор своими силами либо силами сторонних организаций и пригласить специалистов «Водоканала» только на опломбировку.
Сейчас все больше сознательных потребителей обращаются на предприятие для установки приборов учета. В случае, если установка будет производиться силами сотрудников «Водоканала», необходимо обратиться по адресу ул. Советская, 30, написать заявление и специалисты предприятия выедут по указанному адресу, отмечает Наталья Зверева. Однако есть и те, кто категорически против установки счетчика на входе в его сети. В большинстве своем это люди, которым прекрасно известно, насколько их реальное потребление превышает оплачиваемое. Есть и те, кто не согласен с определенным законодателем местом установки.
«Граждане, откровенно говоря, заблуждаются, думая, что ввод находится в ведении «Водоканала», – почеркнула Наталья Валерьевна. – Все ответвление, отходящее от магистральной трубы в направлении дома, начиная от отсекающей задвижки – собственность потребителя и он за эти сети несет ответственность. Соответственно, граница начинается в колодце, а не с началом отмежеванного участка, как ошибочно думают некоторые».
Так как владелец несет ответственность за всю трубу, что находится от задвижки до здания, то несет он ответственность и за все потери, которые возникают на этом пути как по причине ветхости сети, так и благодаря тайным врезкам, ведущим к бане, поливному участку, гаражу и т. д.
«В случае отсутствия прибора учета на границе эксплуатационной ответственности потребителю начисляются потери на длину ввода. У собственника есть два варианта: либо оплачивать нормативные потери, причем вне зависимости, бежит у него ввод или нет, либо устанавливать счетчик в колодце. Если же потребитель категорически отказывается устанавливать водосчетчик на границе эксплуатационной ответственности, а у его прибора учета вышел межповерочный интервал, первые три месяца начисления будут произведены по среднему потреблению, затем – по нормативу, исходя из благоустройства данного поселка (наличие водоотведения и т.п.), также, в зависимости от количества прописанных либо проживающих в доме людей, будет прибавляться повышающий коэффициент».
Активизировалась работа по установке счетчиков на границе эксплуатационной ответственности ввиду необходимости более жесткого контроля утечек. Сотрудники ресурсоснабжающей организации регулярно проводят замеры по потреблению абонентов. На предприятии есть мобильные лаборатории, которые выезжают на объект, производят замеры потребления того или иного участка сети, дома.
Если на участке имеется баня, большой сад, а подаваемые показания – 1-2 кубометра воды в месяц, у специалистов предприятия возникают сомнения в объемах потребления ресурса физическим или юридическим лицом и, в соответствии с законодательством, они могут установить контрольный прибор учета в колодце. Собственник обязательно присутствует при этом, подписывает акт приемки узла учета, где указаны нулевые показания, и если разница в показаниях приборов в доме и в колодце будет выявлена при следующем контрольном съеме, то есть все основания в дальнейшем производить начисления именно по вновь установленному прибору учета на границе эксплутационной ответственности (в колодце).
Если есть предположение, что причина – утечка из трубы по пути к дому, собственник обязан устранить эту аварийную ситуацию, если причина в скрытом потреблении, начисления будут произведены из расчета пропускной способности трубы. Также для снижения потерь на сетях МП «Водоканал» регулярно ведутся работы по выявлению граждан, которые самовольно подключаются к сетям водоснабжения, не заключив договор с ресурсоснабжающей организацией.
Эта работа приносит свои плоды: если ранее потери составляли почти 40 процентов, то сейчас – лишь 20. Причиной тому целый ряд проводимых мероприятий – не только контроль за абонентами частного сектора, но и за промышленными предприятиями, а также планомерная замена сетей. Предъявляют счета и тем организациям, по вине которых возникают аварийные ситуации, связанные с разрывом сетей и больших потерь воды. Одной из первостепенных задач на предприятии является снижение потерь до минимальных величин.