Магнитогорск. О спектаклях, которые подарили Магнитогорску артисты нефтеюганского театра кукол «Волшебная флейта», мы уже начали свой рассказ на прошлой неделе.
Напомним, что в рамках федерального проекта «Большие гастроли» гости из ХМАО привезли в Магнитку два детских спектакля – «День енота», о котором «МР» писал в минувшую среду, и «По зеленым холмам океана», а также спектакль для взрослой публики «Любовь все побеждает». На всех них побывал наш корреспондент.
Моно-спектакль «Любовь все побеждает», посвященный судьбе одной из величайших певиц Франции Эдит Пиаф, подарила магнитогорским зрителям актриса и режиссер-постановщик театра Татьяна Зубарева.
Это разговор от первого лица, спектакль-молитва, обращенная к святой Терезе, по преданию, вылечившей маленькую Эдит от слепоты, той, чей образок был с ней на протяжении всей жизни. Спектакль-исповедь маленькой женщины-воробушка (именно так переводится с французского ее сценический псевдоним Пиаф), чья жизнь была полна высочайших вершин и глубочайших падений, отчаянной и огромной любви, которая все побеждает, и огромного одиночества, и конечно же музыки, которая заполняла все ее существо.
Более часа на сцене только актриса и стул, который становился буквально всем – машиной, молельной скамьей, телом возлюбленного… И, хотелось бы сказать – тень великой певицы, но было такое чувство, что она сама здесь, воплощенная не только актерским искусством Татьяны, но и ее голосом. По первому образованию Татьяна Зубарева – актер музыкального театра, ее вокальные данные таковы, что Парижский Воробушек могла бы с честью пожать ей руку.
Песни Эдит Пиаф, исполняемые актрисой, мастерски подводят черту тому или иному событию на сцене. И в финале триумфом звучит Non, je ne regrette rien – «Нет, я ни о чём не жалею», как гимн жизни, свободы быть самим собой и горечи одиночества, которое наступает, когда стихает шум оваций, уходят близкие люди. Мужество в том, чтобы пройти свой путь до конца – одна из знаменитых цитат певицы. Любовь и разлука, наркотики и алкоголь, травля газетчиков и всепобеждающее творчество – нет, я ни о чем не жалею, говорит Эдит Пиаф, Татьяна Зубарева и мы вместе с ней.
В театр «Волшебная флейта» Татьяна вместе со своим супругом, актером Сергеем Зубаревым пришла сравнительно недавно и принесла свой спектакль «Любовь все побеждает», поставленный ей еще для сцены Канского драматического театра, спектакль, в котором она сама была и режиссером, и постановщиком, и актрисой. Романтический французский шансон и любовь к творчеству Эдит Пиаф жили в ее сердце уже много лет, есть и некие параллели в жизни двух актрис. Поэтому в определенный момент мечта сыграть Парижского Воробушка стала явью. Этот спектакль и его автор в прошлом году получил диплом «За творческую самореализацию» на I Международном фестивале камерных и моноспектаклей «Он… Она… Они» в Екатеринбурге. Высоко оценили его и магнитогорские зрители, искренние слезы и сопереживание судьбе персонажа были лучшей наградой актрисе.
Схожие нотки есть и в постановке «По зеленым холмам океана», которую гости подарили юному магнитогорскому зрителю. Спектакль-притча, поставленный петербуржским режиссером Анастасией Осиповой по сказке Сергея Козлова, о родстве душ людей с «лица не общим выраженьем», о дружбе и готовности на самопожертвование, о том, что «есть две земли, и у них никогда не бывало общих границ» впечатлил и взрослую публику, сопровождавшую своих малышей на спектакле.
Романтик, старый морской Волк, решивший вдруг вернуться к мореходству и собирающий команду, Заяц, переступающий через свою трусоватость ради обретенной дружбы, Филин, Ворона и Лиса, для которых цель жизни – лишь бы найти чем поживиться: все персонажи узнаваемы и понятны любому возрасту, а чем старше становишься, тем более глубинные пласты этого спектакля открываются перед тобой.
Найти в этом мире родственную душу не легче, чем заставить корабль поплыть по суше. Тема «инакости» в этом мире и возможности услышать эту «инакость» в другом человеке как эхо: «Друг мой!» – «Да, капитан!», зависть, алчность и стремление растоптать все, что выходит за пределы обыденного, со стороны «обычных» людей и вечный поиск пути «через море Света в океан радости» – вещи, до боли знакомые каждому творческому человеку. Поэтому и финал спектакля остается открытым, как долгий отголосок колокола, чтобы каждый смог сам для себя ответить на эти вопросы.