«Не все герои носят плащи». Преподаватель МГТУ откровенно рассказала о своей профессии

Кто такой учитель? Если вы зададите этот вопрос детям или их родителям, они практически сразу же ответят, думая о ком-то конкретном. В жизни каждого из нас есть или был свой учитель, поэтому мы уверены, что знаем определение этой непростой профессии.

Профессии ли?  После общения с нашей героиней у корреспондента «МР» сложилось ясное представление о том, что «Учитель – это образ жизни», впрочем, с этим согласны и все, кто учится или когда-то учился у Марии Артамоновой. Мария Валериевна – преподаватель кафедры английского языка в МГТУ имени Носова, даже если вы с ней не знакомы, её легко узнать по легкой походке, улыбке и большому количеству студентов, которыми она окружена. Однако несколько лет назад Мария Валериевна и подумать не могла, что найдёт своё призвание именно здесь, среди лабиринтов знаний и вечной молодости.

«Не все герои носят плащи». Преподаватель МГТУ откровенно рассказала о своей профессии

– Расскажите о своём профессиональном пути. Почему решили стать преподавателем?

– Когда я пришла учиться на факультет иностранных языков, он тогда ещё так назывался, была уверена, что учителем точно не буду. Кстати, студенты почему-то всегда так думают. Я решила выучить английский и немецкий языки и заняться чем-нибудь другим. Однако после окончания университета мне предложили остаться на кафедре. Когда я уже начала преподавать, то действительно втянулась. Первое время работала со студентами младших курсов. Это требовало огромной ответственности и подготовки, но взамен я получала колоссальную отдачу. Теперь могу с уверенностью сказать: ни на что не променяю свою работу.

Некоторые считают, что она очень монотонная, мол, учитель каждый день занимается с детьми, каждый день даёт уроки и каждый день похож на предыдущий. Но это не так! Эта работа подразумевает новизну. Студенты всегда разные, уроки всегда разные, это держит в тонусе, заставляет постоянно следить за инновациями и тенденциями в системе образования, делиться опытом с коллегами, узнавать что-то новое. Здесь точно не скучно!

На вопрос о своем стаже Мария Валериевна отвечает не сразу. Задумывается, отшучиваясь, что это «страшная цифра».

– В следующем году будет уже пятнадцать лет, как я преподаю.

– Обязан ли преподаватель учить студентов чему-то помимо своего предмета?

– На самом деле тезис о том, что учитель должен дать какие-то определенные знания, сейчас, в 2019 году, уже теряет свою актуальность, поскольку знания есть в Интернете, в открытом доступе. Преподаватель  в первую очередь должен научить ребят учиться: находить информацию, критически к ней относиться, отслеживать источники, суммировать, анализировать и использовать ее по необходимости.

Преподаватель уже не является универсальным источником знаний. Да, конечно, если, например, говорить о моей специальности – английский язык – учитель осуществляет постоянный мониторинг прогресса, навыков, развития и без обратной связи студентам не обойтись. Но, с другой стороны, студенты уже должны мыслить себя самостоятельными личностями и испытывать желание и мотивацию учиться.

Вуз – не школа. На парах важны не только студенты, но и само их присутствие. У Марии Артамоновой с этим проблем нет. Интересно, в чём же секрет?

– Наверное, руководствуюсь тем, что в каждом студенте вижу личность, которая мне интересна. Стараюсь побольше узнать о их увлечениях, поскольку так проще выстроить учебный процесс. Говорим с ребятами о важных вещах, это позволяет им раскрыться, мотивирует достичь чего-то большего, практиковать иностранный язык. Здесь работает именно человеческий фактор. Необходимо знать своего студента, любить и уважать. Если все эти составляющие на месте, учебный процесс ни для кого не представляет проблем.

Ведь студенты приходят на занятие не только для того, чтобы получить знания, они хотят поделиться тем, чего достигли, рассказать преподавателю и одногруппникам о своих успехах. Занятия не должны быть пустой формальностью: пришел на пару, отметился и ушел. Сейчас темп жизни ускорился, растет ценность каждой минуты, поэтому молодым людям хочется проводить время с пользой, чтобы занятия были продуктивны. Я стараюсь делать всё для того, чтобы в конце пары студент смог дать себе отчет в том, что он сегодня выучил, что стал лучше, чем вчера. Когда у ребят есть это ощущение, они с радостью посещают занятия.

– Кем из своих студентов вы гордитесь?

– Горжусь всеми моими студентами, я выпустила много ребят. Не все они стали педагогами, многие нашли себя в других сферах деятельности, но я спокойна, поскольку знаю, что это – замечательные люди, у которых сформированы все необходимые навыки для работы и общения с другими людьми. Конечно, горжусь теми, кто стал учителем, слежу за их успехами, вижу, как они участвуют в конкурсах, например, «Учитель года», обрастают своими учениками – так создается некая преемственность. Знаю, что многие ребята живут в разных уголках страны, а то и мира. Мы поддерживаем связь, я вижу, что у них все замечательно и это переполняет меня радостью.

Со старшекурсниками мы создаем проекты на английском языке. Исследуем окружающую среду и проблемы экологии. После занятий студенты часто говорят мне, что раньше даже не задумывались об этом и теперь начинают сортировать мусор, следить за собой и окружающими. Возвращаясь к языку: английский изучается не только для того, чтобы на нем говорить, но и для того, чтобы познавать с его помощью мир, открывать новые горизонты.

– Преподаватель – большое слово, а за ним – не менее большая ответственность. Каково это: нести на своих плечах такой груз?

– В этом плане приходится продумывать свое поведение и каждое произнесенное в классе слово, поскольку подсознательно ребята могут ориентироваться на педагога как на определенную ролевую модель.

Педагоги тоже люди, у них тоже есть проблемы. Очень мало кто об этом задумывается. Но когда учитель приходит на урок, он должен уметь переключаться. Как только звенит звонок, сразу нажимается кнопка, и ты переходишь в профессиональный, но не обезличенный режим. Это означает, что ты оставляешь свои проблемы позади. И это очень важное качество – полностью посвящать себя тому, что ты делаешь. У меня это сформировано автоматически: я прихожу на урок, я вся в нем, чтобы у меня ни произошло.

Просьба описать себя как учителя тремя словами застала Марию Валериевну врасплох.

– Надеюсь, что я вдохновляю… что я учитель неглупый и вообще хороший человек. Получилось больше трех слов, но это правда так. В первую очередь мне бы хотелось думать, что я хороший человек и если оказываю влияние на жизни людей, то только положительное.

– Как вы понимаете, что рабочий день прошел не зря?

– Это ощущение можно описать кадром из мультфильма: как будто бы над головой студента зажигается лампочка. Я вижу это в своих учениках, когда к ним приходит осознание: «Я знаю, как это работает, как это использовать», когда у них наконец-то получается говорить на английском без остановок, когда они разрешили какую-то проблему – это видно в их глазах. Глаза зажигаются. Тогда я понимаю, что всё не зря.

– Сколько процентов Вашей жизни занимает работа?

– Слишком много, (смеется) как и у любого учителя. Пространство сложно разделить на личное и профессиональное. Педагогика – вид деятельности, в которой невозможно уйти с работы и просто о ней забыть. Учитель приходит с этой работой к себе домой, потому что ему нужно проверять домашнее задание, планировать уроки, повышать свою квалификацию и так далее. Со временем привыкаешь к отсутствию личного пространства, привыкают и твои близкие.

– Согласны ли Вы с утверждением, что учителем нельзя стать, им можно только родиться?

– Не совсем. Есть, конечно, определенные личностные характеристики, которые помогают учителю раскрыться, самое главное здесь, пожалуй, – любовь к людям. Если человеку не нравится общаться с людьми, если он ориентирован на работу с техникой, то пробовать себя в педагогике лучше не стоит, иначе не будет этого ощущения полёта, которое бывает, когда на работе все хорошо. А что касается всего остального, то, если есть желание, этому можно научиться: с помощью высшего образования, различных курсов и других педагогов. Но любовь к людям всё-таки лежит в основе.

– С каким чувством Вы приходите на работу?

– Есть такой анекдот про как раз-таки высшее учебное заведение, где пожилой профессор, уходя с пары, говорит студентам: «Знаете, единственное, зачем я сюда прихожу, это увидеть радость на ваших лицах, когда ухожу». (смеется) К счастью, такого нет. Конечно, я, как и все, не люблю рано вставать, но тем не менее всегда прихожу на работу с ощущением, что сегодня будет интересный день. А когда ухожу, уже думаю о том, как буду планировать день следующий, что нужно сделать, как подготовиться, что улучшить или оптимизировать в учебном процессе, но негативных эмоций нет.

– Как поступаете с домашним заданием. Ведь в большинстве случаев именно оно отбивает охоту учиться?

– Пытаюсь креативить. Фраза, от которой иногда передёргивает моих студентов: «А теперь креативное задание»! Креативное задание подразумевает, что им придется применить полученные знания и умения в какой-то новой обстановке, включить фантазию. Если это эссе, то оно может иметь неординарную форму, начинаться с парадоксального вопроса, перейти в художественный текст. Так же практикую исследования, которые студентам необходимо провести, прийти к выводам и сформулировать свои рекомендации.

Такие задания отбивают у ребят желание искать готовые ответы в интернете, потому что их просто нет. Так или иначе помогают сгруппировать все знания, применить их в д/з. Оно ведь для того и нужно, чтобы закрепить навыки. То есть студент не просто прошел материал, он его осмыслил, применил, сделал своим. Постепенно ребята начинают получать удовольствие от процесса, ведь мы обсуждаем все работы в классе: смеемся, делимся впечатлениями, предлагаем альтернативные варианты. У студентов появляется мотивация сделать домашнее задание хорошо, проявить себя. Тем более что на кафедре английского языка мы готовим и преподавателей, и переводчиков, а творчество необходимо и тем, и другим.  

– Были ли среди выполненных заданий работы, которые Вас поразили?

– Все д/з я сохраняю на своем компьютере. У нас есть задание, где студенты, отрабатывая тот или иной грамматический материал, все вместе пишут рассказ: один за другим, добавляя по абзацу, как снежный ком. Каждый абзац характеризует личность студента. Очень интересно! Начало всегда одинаковое, но конец…непредсказуем. У ребят возникают удивительные по своей красоте и лиричности вещи. Кто-то пишет триллер, кто-то – детектив, а кто-то – любовную историю. Каждый раз – это открытие для меня, мы вместе со студентами с удовольствием перечитываем полученные рассказы.

– Откуда у Вас хватает фантазии на креатив?

– Мне кажется, это уже профессиональная характеристика. Если ты часто используешь данный метод, то уже способен генерировать многие вещи спонтанно. Но и когда я была подростком, мне нравилось писать. Не поэзию, с ней я никогда особо не дружила, а именно прозу. Я писала рассказы, пыталась даже начать писать роман, не сложилось, но тем не менее я не унываю, а наоборот – даю возможность реализовать себя в творчестве своим студентам.

– И всё-таки, учитель – он кто?

– Наставник. Человек, у которого можно попросить совет, и он обязательно поможет.

– С гордостью говорите о том, что Вы – учитель?

– (смеется) Да, я этого не стесняюсь.

– Какая самая популярная реакция у окружающих на Вашу профессию?

– Иногда просят совета, иногда просят с ними позаниматься. На самом деле, учителей много, просто люди над этим никогда не задумываются. Когда идете по улице, обернитесь, наверняка, среди этих прохожих есть и учителя. (смеется) «Не все герои носят плащи».

– Приближается Ваш профессиональный праздник – «День учителя». Как к нему относитесь?

– У меня двойственное отношение к профессиональным праздникам. С одной стороны, приятно, когда люди вспоминают, какую серьёзную роль играет учитель в жизни любого, человека. Потому что у каждого были учителя, в школе, в университете…  И мне хочется верить, что по большей части это были прекрасные люди, которые помогли учащимся сформировать жизненные цели и дали хороший пример. Замечательно, что есть такой праздник, что он осенью, когда учителя ещё не так устали и у них есть силы радоваться (смеётся). С другой стороны, это ещё один повод задуматься о том, что современному учителю нужна поддержка – не только от государства, но и от учеников, студентов и их родителей. Эта работа требует больших эмоциональных и физических усилий. Было бы неплохо, если бы в этот праздник мы могли решить важные проблемы, которые касаются преподавательской деятельности.

– Что Вы пожелаете своим коллегам?

– Успехов в профессиональной деятельности, прекрасных условий, в которых эту деятельность можно осуществлять и конечно же – заботиться о себе. Поскольку, когда учитель счастлив, как и любому другому человеку, ему все дается легко. Заботьтесь о себе, любите себя и свою работу.

Exit mobile version