В Центральной детской библиотеке имени Нины Кондратковской выбрали лучшую читающую команду. Лето не должно быть временем «простоя» у тех, кто любит читать, уважает книгу.
Чтобы не отлучать своих читателей от библиотеки, привлечь их к творчеству, в ЦДБ имени Кондратковской объявили конкурс – бросили клич всем желающим стать участником самой читающей команды.
Команда – это семья, командир – непременно ребенок. Цель – найти семейные сокровища и рассказать о них. На карте зашифрованы задания: разыскать реликвию, начать переписку с родственником из другого города, составить портрет имени, заглянуть в семейный альбом.
В итоге организовалось семь крепких команд. А победителем стала семья Чинючиных: второклассник Данил, мама Алина Равиловна, папа Вячеслав Игоревич и бабушки – Людмила Владимировна и Софья Андреевна.
Самыми ценными реликвиями были два полотенца. Одно соткано прабабушкой больше ста лет назад, в Татарии, в деревне Новоалимово Актанышского района. Именно оттуда в 1931 году пригнали на Магнитострой Шамсию Бикмухаметову с семерыми детьми. Мужа ее, Мулламухамета, «кулака второй категории», услали отдельно, и больше ни жена, ни дети его не видели. У Мулламухамета наверняка нет даже могилы, он умер спустя четыре месяца после высылки, если верить архив-ным документам. Немного вещей смогла взять с собой Шамсия: их раскулачили, вывезли буквально в чем были. Но среди этого немногого сохранилось полотенце – «тастэмал». Шамсия выткала его еще в девичест-
ве, в приданое. Полотенце яркое – красное с зеленым узором. Узорное ткачество было вообще очень распространено в Татарии как домашнее ремесло. Техникой ткачества владело большинство татарок, но ткани со сложными и многоцветными узорами делались обычно особыми мастерами.
У Мулламухамета и Шамсии было семеро детей… В первую же зиму в Магнитогорске младший, Кафис, умер от голода, ему было только три года. По воспоминаниям родственников, Шамсия прожила долго, всегда носила светлые платья. Это была простая женщина, почти не говорившая по-русски, женщина, сумевшая сохранить почти всех детей в страшные годы, сумевшая не оборвать, протянуть ниточку своего рода через весь непростой ХХ век. Трое из ее детей получили неплохое по тем временам образование: 8 классов и училище. Одна из дочерей Шамсии – Гильмизямал – была медсестрой. Именно ею выткано второе полотенце, доставшееся по наследству Чинючиным. Ему около семидесяти лет. Узор вышивки – двусторонний; это очень сложное искусство – вышить так, чтобы изнанка и лицевая часть работы совершенно не отличались друг от друга. И в продолжение традиций в вышивке тоже использованы красный и зеленый цвета. А вот концы полотенца подрублены уже на машинке, а не вручную. Ткала Гильмизямал полотенце тоже себе в приданое. В пятидесятых годах, через несколько лет после замужества, Гильмизямал поселилась с мужем в доме в поселке Димитрова. Там они и прожили всю жизнь, вырастили пятерых детей. Гильмизямал была властной женщиной со стальным характером, семью держала «в кулаке». Впрочем, все военное поколение поневоле было таким.
– Семья Чинючиных – многонациональная, – рассказала зав. отделом обслуживания ЦДБ Элла Евстифеева. – И было интересно видеть, как они сами шаг за шагом изучали историю своей фамилии и делились информацией с нами. Побольше бы таких семей, глубоко знающих историю своего рода. Это очень важно – знать, кто ты, откуда. Ведь в истории каждой магнитогорской семьи – частичка истории целого народа.