«Здравствуй, Дедушка Мороз, борода из ваты…»

В преддверии Нового года экономисты традиционно подсчитывают, во сколько обойдется масштабный праздничный загул гражданам и стране
в целом.

По оценкам аудиторско-консалтинговой компании ФБК, в 2011 г. потери экономики от десятидневных каникул составят 840 млрд. рублей.
В прошлом году потери составили 700 миллиардов. Как пояснил директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, увеличение новогодних убытков объясняется ростом номинального объема российского ВВП (51,6 трлн. руб. по уточненному прогнозу МЭР на 2011 год). Эксперт напомнил, что затяжной зимний отдых в России появился благодаря решению властей целых пять дней отмечать Новый год, а потом еще Рождество. Промежуток заполняет уникальный российский порядок компенсации выходных, если они совпадают с праздничными днями.
По словам Николаева, если согласиться с тем, что для празднования Нового года, Рождества и обыкновенных выходных вполне хватило бы пяти календарных дней, появляется и вполне «практическая» цена праздника. Соответственно, «фактическая» цена новогодних каникул – это минус 420 млрд. руб. из ВВП и минус 72 млрд. руб. из федерального бюджета (ровно такая же сумма заложена в бюджете-2011 на финансирование расходов на культуру). Для страны, которая по уровню жизни населения, согласно оценкам МВФ, находится на 51-м месте в мире, такое расточительство – непозволительная роскошь, убеждены аналитики ФБК.
Для людей длительное празднование также означает серьезные расходы. По данным исследования банка «Хоум Кредит», подавляющее большинство жителей мегаполисов (96 процентов) независимо от социально-демографических характеристик планируют делать подарки на Новый год. В первую очередь презенты получат ближайшие родственники и члены семьи; примерно треть респондентов (32 процента) намерены одарить и друзей, а 24 процента участников опроса сделают подарки коллегам. Примечательно, что в прошлом году порадовать новогодним подарком сослуживцев собирались не более 10 процентов опрошенных.
По сравнению с прошлым годом увеличилась и средняя сумма, которую россияне готовы потратить на приобретение новогодних подарков – до 7700 руб. (рост на 1500 рублей). При этом жители Москвы и регионов готовы тратить на подарки сопоставимые суммы: 29 процентов москвичей и 25 процентов жителей других городов заявили, что собираются потратить от 5 до 10 тыс. рублей. Дорогие подарки стоимостью от 15 тыс. рублей и выше планируют сделать около 26 процентов мужчин и только семь процентов женщин. Еще одна примечательная деталь: среди представительниц прекрасного пола подавляющее большинство в первую очередь планируют делать подарки детям, в то время как у сильной половины человечества на первом месте подарки женам.
Ради того чтобы порадовать близких, люди готовы залезть в долги. Как показало исследование, 39 процентов респондентов рассматривают возможность взять кредит на приобретение новогодних подарков. Год назад таких смельчаков было гораздо меньше – 23 процента. Выросла и средняя сумма «подарочного» кредита – до 21110 руб. против прошлогодних 15380. При этом средний срок, на который жители России готовы взять кредит, не изменился и составляет 12 месяцев. Видимо, как раз для того, чтобы успеть расплатиться и взять ссуду на новые подарки.

Exit mobile version