Магнитогорск. «А человеку каникулы затем, чтоб отдохнуть!», поется в детской песне.
Однако есть люди, которые отдыхать не умеют вовсе. Имя им – трудоголики.
Хорошо это или плохо, как не сгореть на работе и какие методы рекомендуют против профессионального выгорания? Обо всех этих вопросах мы поговорили с психологом Алиной Чинючиной.
Что я чувствую?
В первую очередь тема профессионального выгорания актуальна для представителей «помогающих профессий», тех, кто работает с людьми: педагогов, медиков, психологов, соцработников и т.п.
«Выгорание – это реакция организма на повышенную нагрузку, в первую очередь эмоциональную и психологическую, – отмечает психолог. – Это защитный механизм психики, который проявляется в состоянии физического, умственного и, в первую очередь, эмоционального истощения. Введен этот термин в 1974 году американским психологом Гербертом Фрейденбергером. Выгорание приводит к появлению депрессивного состояния, чувству усталости, опустошенности, недостатку энергии и отрицательной установке в отношении своей деятельности».
Среди факторов, которые становятся причиной выгорания, психологи называют чрезмерную нагрузку, зацикленность на работе, когда кроме нее в жизни нет других интересов и занятий, а также отсутствие рычагов воздействия на существующую ситуацию.
Однако, как отмечает Алина Равилевна, выгоранию подвержены не все, потому что кроме причин внешних есть и внутренние, и они куда важнее. Чаще выгорают гиперответственные, перфекционисты, излишне эмоционально включенные, не умеющие перераспределять нагрузку и избегать «добровольно-принудительной» работы, не знающие своих прав и не умеющие их отстаивать.
Еще один момент – невозможность увидеть четкую связь между своими усилиями и отдаленным результатом труда. Каким вырастет твой ученик? Бог знает… Как полагают психологи, выгоранию более подвержены люди, не имеющие большого, настоящего смысла своей работы. Это во многом объясняет, почему при равных условиях одни впадают в депрессию, а другие приступают к труду с оптимизмом.
В числе факторов, способствующих выгоранию, также заниженная самооценка и сниженное чувство собственного достоинства. Как ни странно, именно из них чаще всего и вытекает трудоголизм и стремление сделать все как можно лучше, чтобы хоть немного похвалили. Проблемы возникают и в том случае, если человек не умеет справляться со своими эмоциями, а самое главное – их опознавать.
«Эмоциональная неграмотность есть у очень многих, особенно у людей «советского воспитания», − констатирует Алина Чинючина. – Нас этому не учили, никто об этом не задумывался и не придавал значения: «Какие эмоции? Я – последняя буква в алфавите! Работать надо!» А раз ты не знаешь свои эмоции, то не можешь с ними справиться, отрегулировать свое состояние».
Не мы такие – жизнь такая
Против профессионального выгорания во многом продуманы нормы Трудового кодекса. К примеру, 18-часовая ставка учителя, введенная в советское время, была принята неспроста и имеет под собой весьма веское основание. Она определяет то количество времени, тот «кусок души», который учитель может отдать без ущерба для своего здоровья. Есть и закон, позволяющий педагогам брать отпуск на год с сохранением заработной платы раз в 10 лет, однако об этой возможности знают немногие, а воспользоваться ей удавалось единицам.
Все это – продуманная профилактика, однако ставшая почти нормой работа на две ставки, вечный цейтнот и огромное количество бумаг, на которые порой приходится тратить время не меньше, чем на основную деятельность, не дают ей практически ни единого шанса. Способствуют выгоранию и такие организационные моменты, как отсутствие собственного кабинета, неудачное расписание.
«В последние годы, когда я работала с учителями, видела очень тяжелые состояния: заниженная самооценка, маскирующаяся под агрессию, высокомерие, крик на детей, являющийся признаком бессилия, тревожность, сосредоточенность только на работе, когда лишь «одна нога у табурета» – какая семья, увлечения, хобби, когда зачастую и поесть нормально некогда. Причем в большей мере все это касается людей «советской закалки», нынешняя молодежь, хоть порой и с перекосами, учится отстаивать себя. И пусть в коллективе зачастую на них смотрят с недоумением, но по факту они правы: только так и можно выжить», – констатирует Анина Чинючина.
Есть и другая сторона у этой проблемы: когда ребенок видит человека, который ценит себя, отстаивает свою позицию, перед его глазами достойный пример, и к этому учителю есть уважение.
Тлею? Горю? Сгорел?
Психологи выделяют три стадии выгорания.
Первая характеризуется работой в условиях повышенной нагрузки, с которой, тем не менее, организм и психика вполне справляются. Она проявляется приглушением эмоций, сглаживанием интереса к работе, ощущения новизны: вроде бы и все хорошо, но как-то скучновато. Исследователи отмечают, что в этой стадии человек находится в постоянном напряжении, у него возникает хроническая тревожность.
Во второй стадии появляется отстраненность и некоторый негатив к людям, с которыми приходится общаться, − пациентам, ученикам: «Вас много, а я одна!», апатия, вспышки агрессии, негативное отношение к отдаленным результатам своей работы. Также в числе признаков негатив по отношению ко всякого рода новшествам: подсознательно человек чувствует, что ничего хорошего они ему не принесут.
«Механизм этого понятен, – комментирует психолог. – У человека эмоциональных сил нет, он старается защититься, чтобы хоть как-то себя сохранить, а отсюда деперсонализация: выключение себя из процесса взаимодействия».
Третья стадия – полное истощение. На работу идешь с мыслью: ноги б моей там не было. Уходит интерес и к жизни вообще. Единственное желание – лечь и не шевелиться. Человек перестает контактировать с семьей, друзьями, так как на это нет сил. Им овладевают чувство беспомощности и бесполезности своих действий, постоянная тревога, страх ошибиться, раздражение, хроническая усталость, расстройства сна и аппетита, потеря веса. У тех, чей организм послабее, могут начаться хронические заболевания.
Не выживать, а жить
Как бороться с этим состоянием? Можно вспомнить древнюю мудрость: или меняем ситуацию, или отношение к ней. Либо мы снижаем нагрузку, смахиваем все, что на нас «навесили» сверхурочно, определяем, от чего можем отказаться во благо своего физического и психического здоровья, либо проводим глубокую работу над собой, пересматриваем отношение к ситуации в частности и свою систему ценностей в целом.
«Это должна быть систематическая, плановая, постоянная работа, − отмечает специалист. – В идеале во всех учреждениях, где работают люди помогающих профессий, должен быть психолог, который ее ведет. Даже когда человек может просто выговориться и увидеть, что он в этом состоянии не один, уже становится легче. Стоит дать людям возможность задуматься, сколько они тратят времени на работу, на жизнь, на семью, на себя, определить отношение к самому себе, поднять самооценку. Почему я плохой учитель, мне скажут на педсовете, а почему я хороший учитель? Что у меня есть для этого? Многие из этого проходит незамеченным. Снижают уровень тревоги и моменты, когда смотришь своему страху в лицо и понимаешь, что ты можешь с ним сделать, а что уже не твоя ответственность».
Итак, что делать, чтобы не сгореть?
Первое и самое важное – удовлетворение физиологических потребностей: сон, еда, питье, движение, отдых, здоровая половая жизнь. Обязательно следить за здоровьем: прогулки, витамины, хотя бы минимальные спортивные нагрузки. Важна забота о себе, возможность себя радовать, хотя бы в мелочах, социальные связи, причем не только с коллегами, а с людьми разного круга, чтобы не зацикливаться. Ищите единомышленников, желательно – не таких же выгоревших.
Второе, не менее важное, – хорошее отношение к себе: «Я хороший. Точка». Нужно разрешить себе чувствовать, уметь отслеживать свое состояние и своевременно принимать меры, не блокировать эмоции, а выплескивать их в безопасной для окружающих форме. Очень помогают спорт, общение с природой, прогулки на свежем воздухе в быстром темпе. Важно учиться расслабляться. Способов много: дыхательная гимнастика, аутотренинг, мышечная релаксация, расслабляющие ванны, йога. Даже если с первого раза будет тяжело, не стоит оставлять попытки. Один из главных спасителей – юмор. Умение с юмором взглянуть на ситуации, посмеяться над собой выручает не только специалистов помогающих профессий.
Помните, мы говорили о «табурете на одной ноге»? Нужно найти его потерявшиеся «ноги», чтобы их было хотя бы четыре: не только работа, но и семья, саморазвитие, спорт, путешествия, творчество, хобби, чтение, искусство. Все это ресурсы, которые дают силы. Побольше новых впечатлений, которые разбавят бесконечный «день сурка», и положительных эмоций. Учитесь находить их во всем: в одуванчиках и закатах, семье и друзьях. Из таких мелочей вырастает удовлетворенность жизнью, позитивный взгляд на вещи.
Но самое важное и самое сложное – расставлять приоритеты. Это и дает понимание настоящего смысла, зачем ты работаешь. Тут нужно отодвинуть в сторону перфекционизм и понять, что главное – не стать хорошим в глазах руководства, а сохранить свою личность.
«Из всего этого вытекает: «Я главнее работы, работа – не вся моя жизнь, я живу не только для того, чтобы работать», – резюмирует Алина Равильевна. – Пусть даже у людей старшего возраста это противоречит всему, что в них вбивали. Если раньше говорили, что главное – приносить пользу обществу, то теперь – что нужно приносить пользу себе, и это вызывает «разрыв шаблона». Невозможно возлюбить ближних, если не любишь себя, не может увлечь детей учитель, который сгорел. Но тут, конечно, важно без перекосов».
Сейчас лето, поэтому если вы в отпуске, главное − отстраниться от рабочих вопросов полностью, побольше новых впечатлений, выездов на природу, отдыха, сна, витаминов, спорта и занятий для души!