Бюрократ бумажке рад

Чиновникам опять «прописали». Однако никто из них даже не вздрогнул…

Казалось бы, многообещающий законопроект принят Госдумой в первом чтении. Он касается всех, кто хоть раз в жизни писал жалобы, обращения или заявления во всевозможные официальные инстанции – от ЖЭКа до Верховного суда. А так как мы пишем подобные бумаги практически поголовно, то изменения закона интересны и важны будут большинству населения.
Если следующие чтения поправок пройдут гладко, то в Законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» сократится время, отведенное чиновникам на ответ по жалобе, – с месячного срока, который действует сегодня, до одной недели.
Правда, такие кардинальные изменения затронут сроки реакции не на все жалобы, а лишь на некоторые. Известно, что общий срок рассмотрения любых обращений наших граждан куда бы то ни было по закону составляет 30 дней. А если никакого развернутого ответа не надо? Семь дней дано на реакцию чиновников, если заявление гражданина нужно переслать для ответа в другие организации. Это происходит в том случае, если жалобщик прислал письмо не по адресу. В принципе, человек имеет право не знать, тот ли столоначальник или ведомство должны решать его вопрос. Проще говоря, пожаловался гражданин не по адресу. Для реакции на такие письма нужно не больше недели.
Вообще-то надо сказать, что в чиновничьем мире существует несколько разных типов обращений. Вернее сказать, все наши жалобы, требования и заявления в официальных организациях делят на различные виды. Причем все эти виды перечислены в законе о порядке рассмотрения обращений граждан. Есть, к примеру, такие, которые не предполагают ответа по существу. Допустим, я просто делюсь мнением о чем-либо. Для таких писем срок рассмотрения не ограничен. Есть обращения, которые просто не поддаются прочтению.
В законе прописана и такая ситуация, когда почерк просто нечитаем. Для этого существует часть 4 статьи 11, в которой говорится о том, что заявление разобрать невозможно. Именно это гражданину необходимо письменно сообщить. Срок направления уведомления о невозможности прочтения не установлен, поэтому ответ на такое обращение вполне может быть дан человеку в течение 30 дней.
Есть и такие обращения, в которых обжалуется судебное решение. Какое письмо попало в руки к чиновнику, можно узнать, только если его прочесть. Это чтение не должно занимать более трех дней с момента регистрации.
Обращение, в котором человек не согласен с решением суда, не требует ответа госорганов, ведь они за судебный вердикт не отвечают. Поэтому срок ответа с разъяснением порядка обжалования, по мысли авторов поправок, должен быть равен сроку решения вопроса о направлении обращения в другой орган. Тот, где человеку смогут разъяснить, как надо обжаловать не понравившееся решение. Известно, что на обжалование любых судебных решений закон дает десять дней. Установив срок реакции на такую жалобу в неделю, законодатель может помочь гражданину не пропустить десятидневный срок обжалования.
Оно, конечно, все это ласкает слух. Однако скептики убеждены: кардинальным образом никакие «законопоправки» ничего не изменят, и чиновники лучше работать не станут. И ведь на самом деле: где вы встречали бюрократа, которого можно смутить новой инструкцией? В народе про такое говорят: «напугали ежа голой задницей». Ведь они же профессионалы! И на каждый ваш входящий они найдут безупречный исходящий – не придеретесь. Быстрее надо реагировать? Да «пажаласта», с великим нашим удовольствием – хоть через две недели, хоть через одну, хоть через день, да хоть через полчаса! Вот только суть ответов будет вынуждать жалобщика обращаться в инстанцию вновь и вновь. И этот «письмообмен» может продолжаться целую вечность, в течение которой несчастный гражданин будет только гробить здоровье, а бюрократ совершенствовать, оттачивать свое мастерство морочить людям головы.
Словом, упомянутая законодательная инициатива в понимании чиновника целесообразна так же, как строительство моста через реку с точки зрения рыбы. Да видал он этот закон и чихать на него хотел, и… «И ниче иму за это не буит». Потому что бюрократизм – это специфический вид спорта, это своеобразное искусство, это развлечение и фундаментальная наука. И, наконец, это просто природа, красота в чистом виде. В общем, передразнивая классика, можно смело констатировать: красота спасет мир. Но не этот…

Exit mobile version