Откуда берутся трудные дети?

«Каково деревце, таковы и яблочки» – народная мудрость или предрассудок, мешающий понять истинные причины поступков? Вместе с заведующей Центром психического здоровья детей Еленой Цепаевой попытаемся разобраться.

– Изменения в обществе практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. Рост преступности, наркомании среди детей – причинами этих бед являются неблагоприятные семейно-бытовые отношения, насилие в семьях, чрезмерная занятость родителей, эпидемия разводов.
Смерть или уход в другую семью родителей, воспитание отчимом или мачехой, престарелыми опекунами лишают ребенка правильных моделей организации семьи. Основной причиной появления трудностей в поведении ребенка остается недостаток воспитания. Яблоко от яблони недалеко катится: каковы установки родителей, таковы и дети.
Вот типичные ошибки воспитания, которые могут привести к катастрофическим последствиям для психики ребенка.
Гипопротекция: дети принадлежат сами себе, их поступки не контролируются, родители не знают, где и с кем ребенок проводит время, чем увлекается.
Повышенный контроль: игнорируется личность ребенка, падают адаптивные способности личности, как следствие – конфликты со сверстниками, беспомощность, потребительская позиция.
Кумир в семье: стремление родителей избавить ребенка от любых трудностей. При столкновении с реальными жизненными трудностями он не в силах с ними справиться.
Эмоциональное отвержение: способствует развитию повышенной ранимости, обидчивости и скрытности.
Культ силы: жестокие расправы за мелкие проступки и непослушание вызывают у ребенка страх перед родителями, ожесточение.
Воспитание вундеркинда: стремление родителей дать как можно более широкое образование ребенку, не остается времени на общение со сверстниками. Такая загруженность способствует формированию повышенной истощаемости нервной системы с развитием пограничных психических расстройств (неврозы, тики, навязчивые движения, тревожность, заикание, нарушение сна).
В жизни каждого ребенка выделяют возрастные кризисы. Их особенности необходимо знать родителям.
Кризис одного года – переход от младенчества к раннему детству. У ребенка в этом возрасте возникают первые акты протеста и противопоставления себя другим, он учится слушать и договариваться. На этом этапе важны любовь и поддержка, позиция, когда родители добры, но вместе с тем тверды в вопросах договора.
Кризис трех лет – осознание собственного «я». Перестраивается социальная позиция ребенка по отношению к окружающим, к авторитету матери и отца. В этом возрасте необходимо (под неусыпным контролем) предоставить маленькому человечку самостоятельность, к которой он стремится.
Кризис шести-семи лет – соединительное звено дошкольного и школьного возраста: в ответ на привычные требования родителей дети начинают спорить, хитрить, проявляют упрямство. Ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я сержусь», «я огорчен», у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.
Кризис тринадцати лет – переход к подростковому возрасту: ребенок присваивает новые для себя, характерные данному возрасту способности.

Exit mobile version