Глазами бабочки. “МР” повторяет истории о людях, которые удивили нас в прошлом году

Детализированный портрет осы. Данное изображение было получено с помощью стекинга по фокусу из 225 фотографий. Для его создания были использованы два ретро объектива: SMC Takumar 200mm f/4, который был произведен в 1982 году, и Zenitar-M 50mm f/1,7, сделанный в 1982 году. Объективы были соединены переходным кольцом для увеличения.

Магнитогорск. Глазами бабочки, а также муравья, осы и даже обыкновенной мухи пытается увидеть мир наша землячка Ирина Петрова.

Через старый объектив

Любовь ко всему живому и насекомым в том числе у Ирины с детства. Еще в юные годы игре в куклы она предпочитала общение с природой, а, выезжая к воде, не плавать стремилась, а спасала утопающих мошек и бабочек. После школы Ирина выучилась на программиста, однако в итоге выбрала для себя профессию художника-иллюстратора: книги с ее работами выходили не только в России, была выставка в Мельбурне.

Детское увлечение энтомологией вспомнилось уже во взрослом возрасте, когда появилась серия журналов, где подробно рассказывалось о насекомых, и к каждому номеру прилагался застывший в эпоксидной смоле экземпляр. Зарегистрировалась на форуме, писала статьи об интересных фактах из жизни жуков и ос, общалась с единомышленниками, делилась фотографиями. Правда, поначалу они получались не столь качественными, как хотелось бы. И тут поддержал муж сестры, известный в Магнитогорске фотограф Евгений Прокофьев – помог купить полупрофессиональный фотоаппарат, а потом в какой-то момент у Ирины появилось увлечение советскими объективами.

Детализированный портрет осы.
Данное изображение было получено с помощью стекинга по фокусу из 70 фотографий.

«Они своеобразные, дают разный рисунок на каждом фото, – поясняет фотограф. – Современные объективы делают стандартную, ровную, контрастную картинку, а старые дают художественность, передают воздушную перспективу, можно и радугу поймать без всякого водопада».

Узнала Ирина и о еще одном интересном свойстве объективов, известном старым мастерам: если соединить два вместе, получается увеличение практически как у микроскопа. Так когда-то в прошлом снимали жуков профессионалы-энтомологи. Этот достаточно бюджетный, но эффективный способ макросъемки увлек нашу героиню.

Детализированный портрет слепня. Данное изображение было получено с помощью стекинга по фокусу из 150 фотографий.

«Я сразу скажу − не ловлю и не убиваю своих героев фото сама, нахожу уже мертвых в природе или кто-то мне их приносит, – уточняет Ирина. – Никто не умирает с моей помощью. Я очень трепетно отношусь ко всему живому и призываю людей никого не убивать ради кадров».

Первым объектом съемки стала обыкновенная муха, скорее всего погибшая от лапы домашнего кота. На ее фотографирование ушло кадров 200, благо, в сравнении с советскими энтомологами мы обладаем большим преимуществом электронных носителей, но результат оправдал себя.

Детализированный портрет экзоскелета личинки клопа. Данное изображение было получено с помощью стекинга по фокусу из 110 фотографий.

«Когда снимаешь таким способом, очень маленькая часть насекомого попадает в фокус, – отмечает Ирина. – Приходится тратить много кадров, потом обрабатывать их, чтобы получить суперчеткое изображение».

Муха отправилась завоевывать мир. И уже первая заявка на конкурс «Снимай науку!» телеканала «Наука» принесла нашей землячке победу. Из 400 с лишним участников и более 2000 фотографий ее работы были отмечены в числе 16 лучших в номинации «Серия изображений».

«Финансовая составляющая небольшая – порядка 10000 рублей, однако за муху, которую можно найти на полу, я считаю, это неплохие деньги, – улыбается Ирина. – Но кроме денег будут и выставки в разных городах России».

Честность фотографа

До своего увлечения макросъемкой фотограф считала, что природа на Урале у нас прекрасна, а насекомые – ну что уж там, маленькие, невзрачные создания, это вам не какие-нибудь тропические бабочки. Однако, если взглянуть при большом увеличении, все оказывается совсем не так. Ирина Петрова поставила перед собой цель рассказать своими работами, выставками о том, что на Урале есть что посмотреть помимо гор.

Попадали в ее кадр осы, муравьи, слепни, стрекозы. Недавно героем стала бабочка медведица-кайя, чей жизненный путь от мохнатой гусеницы до прекрасного крылатого существа Ирина проследила через свой объектив и показала землякам.

«Гусеница при большом увеличении похожа на африканскую маску – такие яркие цвета, – комментирует мастер объектива. – Снимала самку клеща, но клещи меня разочаровали: коричневые, невзрачные, похожи на какой-то изюм».

Ирина любит экспериментировать, пробовать новые жанры фотографии, снимать не только природу, но и фантастические сюжеты. Ее «фишка» в том, чтобы минимально пользоваться спецэффектами фотошопа: брызги воды, туман, дымка – все это действительно было в кадре при съемке. И маленькие фигурки, которые появляются в ее работах, девушка тоже изготавливает и красит сама. По мнению Ирины, чудеса современных цифровых технологий хоть и эффектны, но сводят на нет мастерство фотографов, операторов, актеров.

Детализированный портрет комара семейства Chironomidae, которых часто называют комары-звонцы, или комары-дергуны, или хирономиды. Данное изображение было получено с помощью стекинга по фокусу из 152 фотографий.

«Мне кажется, фотографы прошлого были честнее, – констатирует она. – Умение выстроить кадр, свет, сделать качественный снимок – все это нивелировал сейчас фотошоп».

Девушка не стесняется отправлять свои фотографии в различные агентства, конкурсы.

В конце сентября ее работы примут участие в фотовыставке «Игра» в Риме, галерея современного искусства LoosenArt. Здесь героями ее работ стали шахматные фигуры, а концепция фото: разница между победившим и проигравшим, в сущности, не так велика, впечатлила итальянцев. Ее фотографии расходятся через стоковые агентства в различные издания мира. Так, фигурка велосипедиста на фоне хлебных «гор» с сырными вершинами стала одной из иллюстраций статьи о здоровой пище журнала «Гастрономъ», а кот, похожий на дьявола, стал отображением образа Трампа в The Wall Street Journal во время президентской выборной кампании.

«Под лежачий камень вода не течет, – считает девушка. – Хочется разрушить стереотип о провинции, доказать, что, живя в Магнитогорске, ты тоже можешь многого достичь».

Магнитогорцам, которые хотели бы проявить себя в видеотворчестве, напоминаем, что сайт телеканала «Наука» ведет прием видеоработ, призванных показать науку ярко и интересно. «Снимай науку!» конкурс пользовательских видеороликов, ориентированный на видеоблогеров, телевизионных журналистов, ученых, студентов, заинтересованных в популяризации научного знания. Работы принимаются на сайте в четырех номинациях: «Эксперимент», «Научпоп», «Открытие» и «Дети о науке». Хронометраж работ от одной до пяти минут.

«Единственное техническое требование, которое мы предъявляем к работам, формат HD. Во всем остальном выборе жанра, темы, присутствия автора в кадре оставляем участникам максимум свободы. Главное, чтобы было интересно и не противоречило науке», объясняет главный редактор телеканала «Наука» и член жюри конкурса Мария Семенова.

Работы для участия в конкурсе будут приниматься с 1 августа по 30 сентября. Победители «Снимай науку!» будут определены по итогам голосования жюри, которое стартует 1 октября. Итоги конкурса будут подведены 8 октября.

Exit mobile version