Проблема или особый дар?

Магнитогорск. По данным ученых, от 10 до 20 процентов детей имеют особенности восприятия, влияющие на освоение важнейших учебных навыков.

«Детская неожиданность»

Однако школьные программа, методики преподавания и система оценок, увы, не учитывают этих особенностей, а потому дети, нуждающиеся в особом подходе, нередко теряют имеющиеся у них шансы стать образованными и успешными людьми. Речь о детях, имеющих такие особенности, как дислексия, дисграфия, дискалькулия − «нарушения учебных навыков», как их называют по-научному.

Расстройства письма, чтения и счета у ребенка часто становятся полной неожиданностью для родителей. Это может настичь малыша из любой семьи, пусть даже самой благополучной, образованной и ведущей исключительно здоровый образ жизни. Развитый по возрасту и весьма сообразительный ребенок, задававшийся еще в дошкольном возрасте глубочайшими вопросами мироздания, в начальной школе порой «не тянет» русский язык, не усваивает простейшие правила орфографии, совершает дикие, с точки зрения родителей, ничем не объяснимые ошибки на письме, да и техника чтения, несмотря на изнурительные ежедневные упражнения, остается на уровне первого класса. А выполнение домашних заданий для таких детей и их родителей часто становится ежевечерним кошмаром…

Хорошо, если учитель указал родителям такого ребенка на наличие «логопедических ошибок» на письме. Большинство же мам и пап и не подозревает о том, что у их школьника есть определенные особенности, которые создают объективные трудности в обучении, и списывают все проблемы на лень, а то и вовсе умственную отсталость собственного ребенка. Между тем данные нарушения, как доказано учеными, совершенно не связаны с уровнем интеллекта.  

Проблема или особый дар?

В России пока не существует отлаженной системы диагностики и коррекции нарушений учебных навыков у детей с особыми образовательными потребностями, необходима законодательная защита их образовательных прав. Об этом говорит рекомендательное письмо Министерства просвещения РФ от 8 февраля 2019 года №ТС-421/07 (https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-08.02.2019-N-TS-421_07) – пожалуй, первый, «прорывной» документ в отечественной законодательной практике, говорящий, по крайней мере, о признании существования данной проблемы и необходимости ее решения.

«Министерство просвещения Российской Федерации обращает внимание, что в последнее время участились случаи обращения родителей обучающихся с нарушениями чтения и письма на отсутствие специальных условий обучения (эффективного психолого-педагогического сопровождения) этой категории детей», − констатирует письмо за подписью заместителя министра просвещения РФ Татьяны Cинюгиной.

Этот документ увидел свет во многом благодаря усилиям активистов Ассоциации родителей и детей с дислексией, которые вошли в рабочие группы при Министерстве просвещения РФ. На официальном сайте Ассоциации (https://dyslexiarf.com) дети и взрослые могут пройти тест, результаты которого помогут предположить наличие дислексии, и даже увидеть обычный текст таким, каким видят его дислексики. Это может стать первым шагом на пути к решению проблемы.

Повод для тревоги

Научных теорий, связанных с дислексией, дисграфией и дискалькулией, как и программ их коррекции, существует, как выяснилось, множество как за рубежом, так и в России. Все исследователи говорят о нейробиологическом происхождении данных особенностей и большой роли генетических факторов в их возникновении.

Сроки коррекции также называют разные – если заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ Александр КОРНЕВ указывает, что для достижения результатов может потребоваться два – три, а то и четыре года упорных занятий, то иные специалисты обещают эффект уже через несколько месяцев. Есть метод Рональда Дейвиса, описанный им в книге «Дар дислексии», который будто бы позволяет решить проблему дислексии за пять дней.

Однако специалисты часто говорят о необходимости большой психологической работы с особенными детьми, ведь зачастую родители и учителя уже успели убедить их в интеллектуальной несостоятельности и неспособности к обучению.

В любом случае диагностировать нарушение учебных навыков или же предрасположенность к ним могут только специалисты, чаще всего комиссия, в которой работают сразу несколько специалистов из разных областей. Правда, в России таких специалистов остро не хватает даже в столичных городах.

Но задуматься о том, не требуется ли ребенку помощь, − задача родителей. Их должны насторожить, прежде всего, следующие симптомы: при чтении и письме ребенок переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги, не может правильно в заданном порядке повторить несколько цифр, у него возникают трудности с запоминанием букв, слов и понятий, ребенок отказывается читать вслух, он видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры), не может определить границы слов и предложений, путается во временах года, днях недели или времени суток, плохо запоминает стихотворения или таблицу умножения.

Многие признаки могут проявиться в дошкольном возрасте, особенно должно насторожить то, что он плохо различает и воспроизводит звуки, его речь развивается медленнее, чем у сверстников, есть проблемы с развитием мелкой моторики.

Секреты особенных детей

До конца природа возникновения такой человеческой особенности, как дислексия, не изучена, как и деятельность человеческого мозга в целом. И все же в чем суть явления, как понять собственного ребенка-дислексика, перестать бояться свалившихся на него трудностей и даже увидеть его преимущества?

Исследователи говорят, что особая форма восприятия информации проявляется у таких детей еще в младенчестве: уже тогда их мозг способен мысленно «достроить» образ матери по одному виду ее руки, например. То есть ребенок, перед глазами которого лишь рука, видит в этот момент весь мамин образ.

Дети примерно в пятилетнем возрасте развивают навыки мышления при помощи звуков языка. Это может происходить медленно, но это необходимо для освоения чтения. Дислексик же продолжает думать образами, и часто речь его не успевает за сменой образов в голове и представляет собой невнятный поток.

А еще дислексик способен тонко чувствовать окружающую атмосферу, проявлять острое любопытство к жизни, действовать по интуиции, думать и воспринимать мир объемно, используя все органы чувств, проявлять бурную фантазию.

А вот в школе дислексика поджидают трудности, поскольку печатные слова, увы, не вызывают в его мозгу соответствующих образов. Он не складывает слова из букв, а пытается «узнать», «угадать» их.

− Представьте, что буквы в слове все время меняются местами, причем не раз и навсегда, а каждый раз по-новому. Таких детей надо учить читать не по слогам, а словами целиком, − поясняет создатель и учредитель Ассоциации родителей и детей с дислексией Мария Пиотровская в интервью порталу «Матроны.ру».

С этим и связана низкая скорость чтения у дислексиков, за которую в школе принято ставить соответствующие оценки. Между тем,

− Прежде тест на скорость чтения был как раз способом раннего обнаружения дислексии. Детей, которые его не проходили, направляли к логопеду, ребенок занимался со специалистом и адаптировался, − говорит Мария Пиотровская. − Проблема в том, что сейчас логопеды идут по пути узкой специализации и занимаются, в основном, постановкой звуков речи. А они не только звуки должны уметь ставить, но работать с дислексией, дисграфией и дискалькулией — всеми трудностями обучения.

Чаще всего дислексия идет «рука об руку с дисграфией», которую можно распознать по неразборчивому кривому почерку и специфическим «логопедическим» ошибкам. Написать диктант на оценку выше двойки для таких ребят – настоящее чудо.

Как же быть родителям детей-дислексиков? Первый шаг – встать на сторону ребенка. О том, что дислексия − не «стыдный диагноз», а всего лишь особенность восприятия мира, говорят сегодня во весь голос сами дислексики, добившиеся успеха и признания. Среди них – дочь известного тележурналиста, соучредитель Ассоциации родителей и детей с дислексией Мария Парфенова, популярный актер Евгений Стычкин.

− У детей с трудностями было бы намного меньше трудностей, если бы у нас активно начали развивать мультисенсорное обучение − обучение через тот тип восприятия, который близок ребенку, − говорит Мария Парфенова в интервью порталу «Православие и мир».

Врезка:

Из рекомендательного письма Министерства просвещения РФ от 8 февраля 2019 года:      

«К категории обучающихся, имеющих нарушения чтения и письма, относятся обучающиеся, имеющие сохранный интеллект, слух, зрение и демонстрирующие в комплексе или изолированно стойкие нарушения технической и/или смысловой сторон чтения и/или допускающие специфические ошибки письма, что препятствует успешному освоению основной образовательной программы.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» данные обучающиеся, не имеющие выраженных отклонений в развитии и не относящиеся к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на получение психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которая может быть оказана им в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых они обучаются.

С этой целью на основании рекомендаций ПМПК (психолого-медико-педагогических комиссий) обучение организовывается по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования (вариант 5.1, вариант 5.2).

Для обучающихся с нарушениями чтения и письма, включенных в коррекционную (логопедическую) работу, в зависимости от степени тяжести и характера нарушений организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в которой такие обучающиеся получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование, их образование может быть индивидуализировано с учетом:

С учетом изложенного в соответствии со статьями 28 и 58 Закона об образовании рекомендуем организациям, осуществляющим образовательную деятельность, осуществлять текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации указанной категории обучающихся с учетом имеющихся у них психофизических особенностей».

Exit mobile version