Вагончик тронется…

Нашей железной дороге некогда ржаветь. Российские железные дороги отметили 175 лет, в честь этой даты мы побывали на станции «Магнитогорск – Грузовой».

В детстве, будучи старательными школьниками, сотрудники станции решали задачки про то, с какой скоростью поезда прибывают из пункта «А» в пункт «В». Сегодня железнодорожникам приходится решать задачи куда более сложные. Чтобы поезд благополучно добрался до конечного пункта, он должен проделать немалый путь уже на станции отправления, где происходит прием, взвешивание, погрузка-разгрузка, сортировка и выдача грузов, прием и отправление составов…
Рассказать о работе станции любезно согласился главный инженер Михаил Гладченко. Всех секретов Михаил Иванович не раскрыл в целях безопасности – объект все-таки стратегически важный, но кое-что интересное увидеть удалось.
Все процессы на станции выполняются с помощью современного оборудования – автоматизация плотно вошла в работу железнодорожников, облегчая им труд и наделяя колоссальной ответственностью. Здесь без высшего технического образования – никуда. Любая должность на железнодорожной станции требует специальной подготовки и учебы.
Самый захватывающий – процесс формирования поезда. Один за другим вагоны, скатываясь с горки, разбегаются по разным путям, с грохотом сцепляясь со своими собратьями в один длинный состав. Место, где все это происходит, так и называется – сортировочная горка, нехитрое сооружение, позволяющее благодаря уклону путей использовать силу тяжести вагонов для самостоятельного движения на разветвляющи-еся пути сортировочного парка. Состав на горку надвигается локомотивом по пологому подъему, перевод стрелок для направления вагонов регулируется операторами с пультов управления в помещении горочного поста. На горке станции «Магнитогорск – Грузовой» в сутки расформировываются более 3,5 тысячи вагонов. Это примерно 53 поезда, в сортировке используют 30 путей. Такая сцепка вагонов, которая позволяет за считанные минуты сформировать состав, была придумана еще в 19 веке.
Еще один автоматизированный пост управления – пост ЭЦ (электрическая централизация). Это мозг станции, ее центр управления. Здесь с помощью пультов происходит руководство движением поездов и производство маневровых работ. Все перемещения составов высвечиваются на огромном табло. Дежурные станционного поста управляют стрелками и сигналами, направляют поезда по нужным маршрутам, а за безаварийной работой следит дежурный по станции.
До 1964 года стрелки переводили вручную, поезда обслуживали башмачники. А сегодня два человека за пультом электрической централизации производят работу, которую раньше производили 20 человек. Михаил Гладченко вспоминает, как несколько месяцев назад, когда станция находилась в процессе переключения на новый пульт, вынуждены были работать по старинке. Так для этого пришлось созывать специалистов от Карталов до Орска.
Все поезда проверяются на коммерческом посте безопасности, где для осмотра состояния крепления грузов имеется телевизионно-телетайпный пост, он оборудован тензометрическими весами для исключения загрузки вагонов сверх грузоподъемности. Автоматизированная система осмотра поездов выявляет коммерческий брак, угрожающий безопасности движения и сохранности перевозки грузов.
Еще одно важное звено, без которого ни один поезд не сможет покинуть станцию, – линейное агентство, где проходит формирование заказов, осуществляются своевременность и адресность доставки грузов.
Рождением станции принято считать 1929 год, когда на комсомольскую стройку нового города и металлургического комбината прибыл первый поезд. Но впервые название станции «Магнитогорск» в составе Пермской железной дороги прозвучало только 30 июня 1930 года, именно эту дату железнодорожники считают отправной.
Как рассказывает заместитель начальника станции по кадрам и социальным вопросам Ирина Лисицкая, за это время сменилось 29 начальников станций. В музее, что бережно хранит свидетельства славы и грустные страницы истории, – газетные вырезки, где говорится о руководителях, пострадавших во времена сталинских репрессий. Есть в музее и красное знамя, которое в былые годы было переходящим, и станция регулярно получала его за победы в соцсоревнованиях. Коллектив станции так часто побеждал, что в конечном итоге знамя осталось здесь на вечное хранение. Сегодня «Магнитогорск – Грузовой» получает другие награды в отраслевых соревнованиях – особый знак победителю. Так, в период с 2006 по 20010 год коллектив грузовых станций шесть раз занимал первое место.
Работники по праву гордятся и своими династиями, которых не мало, и веселым талантливым коллективом, который постоянно обновляется за счет притока новых кадров, и своими выдающимися сотрудниками. Один из них – герой социалистического труда, кавалер двух орденов Ленина, орденов трудового Красного знамени и Октябрьской революции Петр Филиппович Макрушин. Он пришел на станцию в 1957 году, был одним из лучших составителей поездов и только пять лет назад ушел на заслуженный отдых.
Сегодня станция, одна из крупнейших в стране, имеет среднесуточный оборот погрузки 520 вагонов и более тысячи вагонов выгрузки. Станция работает в тесном сотрудничестве с ММК, цементно-огнеупорным заводом, «ММК-Метиз» и другими предприятиями города.

Exit mobile version