Детишки «с моторчиком»

Гиперактивность, если ее не лечить, может привести к серьезным последствиям

«У Маши в попе пропеллер», – говорит ее мама. Его не видно, но он есть. Невидимый моторчик, который не дает покоя ребенку, а заодно и находящимся рядом взрослым, домашним животным и случайно залетевшим в квартиру насекомым.
В течение минуты Машенька способна пять раз залезть на стул и слезть на пол, три раза обежать вокруг стола, несколько раз дернуть маму за рукав, поплакать по поводу конфеты, которую не дали, тут же утешиться, стащив за хвост спящего на подоконнике кота, перелистать «Курочку Рябу», отругать куклу и переделать еще кучу дел, за которыми взрослый человек просто не способен уследить. Родители разводят руками. Два с половиной года назад Машу в нарядном кульке в роддоме отдали, а инструкцию, как утихомирить, накормить и уложить спать непоседливого ребенка, вручить забыли.
Каждый родитель рад, если чадо здорово, весело, активно играет и познает мир. Но когда малыш обретает «моторчик», излишне эмоционален и подвижен, для родителей это становится испытанием.
Еще в середине 19-го века немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище Непоседа Фил. А через сто лет врачи называли такое состояние патологическим. С 80-х годов двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезней под названием синдром нарушения внимания с гиперактивностью.
Почему гиперактивность детей вызывает тревогу медиков, как определить грань между патологией и нормой, рассказывает заведующая психотерапевтического центра «Лучик» Анастасия Филичкина.
– Анастасия Алексеевна, в каком возрасте проявляется гиперактивность ребенка?
– Увидеть проявления гиперактивности можно уже в первые дни после появления крохи на свет. Такие новорожденные очень мало спят, их сон поверхностный и беспокойный, они много плачут, а во время бодрствования очень подвижны. По мере роста таких детишек практически невозможно увидеть в спокойном состоянии. Только что ребенок заливался хохотом, а вот уже плачет и капризничает. Гиперактивные дети не способны долго переживать обиды, но им присуща агрессия.
– В чем причины такого состояния ребенка?
– Существует много теорий на этот счет, но пока точно нельзя сказать, что в большей степени влияет: наследственность, патология беременности и родов, ушибы в первые годы жизни. В педиатрии даже существует точка зрения, что одной из причин гиперактивности может стать излишек искусственных химических веществ в пище ребенка.
– Некоторые родители считают, что активность ребенка – следствие высокого запаса энергии в его организме.
– Следует отличать просто непоседу или упрямца от гиперактивного ребенка. У первого имеются проблемы в воспитании, у второго – физиологические и психологические нарушения, требующие лечения и коррекции. В поведении непоседы нет злого умысла, он собой дейст-вительно не владеет. В отличие от своевольных детей, умеющих манипулировать родными, неуправляемый ребенок не преследует каких-то конкретных целей, он искренне не понимает, к чему могут привести его действия.
– Проблема не исчезнет с возрастом, когда у ребенка будет много занятий, кроме игр: учеба, спортивные секции?
– У гиперактивного ребенка энергия направлена в непродуктивное русло. Поэтому проблемы продолжатся в детском саду и в школе. В садике непоседы постоянно нарушают режим и являются источником угрозы для себя и для окружающих детей. В школе «живчик» не только не сможет сам воспринимать и запоминать информацию, но будет постоянно вертеться, выкрикивать ответ, не дослушав вопрос, излишне резко высказываться в суждениях. Исследования показали, что своевременное выявление и лечение гиперактивных дошкольников значительно снижает факторы риска, приводящие к проблемам обучения и воспитания. В то же время доказано, что признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью не исчезают, а трансформируются по мере взросления. Пациенты данной группы чаще конфликтуют в семье, школе, на работе, попадают в аварии, получают травмы, имеют склонность к алкоголизму и наркомании, тревожным расстройствам и формированию антисоциального поведения.
– Что же делать с такими детьми, если управлять ими невозможно?
– На самом деле управлять ими хоть и трудно, но все же возможно. Воспользуйтесь нашими советами.
– Гиперактивному ребенку необходим строгий режим дня.
– Создайте вокруг такого ребенка спокойную, благоприятную обстановку, поскольку любые разногласия в семье лишь заряжают ребенка отрицательными эмоциями.
– Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию возбудимости.
– Оградите «живчика» от длительных игр на компьютере и просмотра телевизионных передач.
– Полезно включать гиперактивных детей в занятия хореографией, танцами, теннисом, плаванием, каратэ.
– Чем меньше замечаний вы делаете, тем лучше. Такой ребенок очень нуждается в похвале, поэтому необходимо делать это очень часто, даже за мелочь.
– Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз.
– Не давайте одновременно несколько указаний. Воспринять всю информацию сразу ребенку будет довольно сложно, и, скорее всего, он не выполнит ни одного поручения.
– Следите за временем, предупреждайте ребенка минут за пять до какого-либо действия: собираться на улицу, закончить играть.
– Помогайте ребенку приступить к выполнению домашней работы – это самый трудный этап. Постоянно контролируйте ребенка, чтобы он не отвлекался.
– Выслушивайте ребенка. При беседе располагайтесь с ним на одном уровне и смотрите в глаза.
– Обращайтесь к специалистам-психотерапевтам и психологам, которые точно знают, как лечить гиперактивность у детей. И помните – ваш ребенок ничуть не хуже других деток, просто он особенный.

Exit mobile version