Прекрасен град царей

Санкт-Петербург или любят всей душой, или не приемлют всем сердцем. . Равнодушным может оставаться только тот, кто в нем не был. Мы с дочкой были. И этот отпуск оставил массу впечатлений, противоречивых, но очень ярких.

Дворцы и дворы
Город поражает сразу. Едва мы вышли из здания вокзала, Питер обрушил на нас белые ночи, красоту Лиговского и Невского проспектов. Потоки людей лились во всех направлениях, и попасть в нужное русло было не просто, но азартно.
Квартира, которой предстояло на время стать нашим домом, располагалась в самом центре исторической части города на небольшой улочке, и обыденный дворовый Петербург предстал в полной красе. Узкие дороги и тротуары, уютные магазинчики и кафе в первых этажах или полуподвалах. По-домашнему, прямо на тротуарах или наружных подоконниках стояли горшки с цветами.
Вообще в этом городе любят цветы. Улицы и проспекты украшают вазоны с пестрящими радостью и цветом петуниями, в парках и аллеях царствуют пионы, гармонируя с другими клумбовыми растениями.
Хозяйка квартиры оказалась открытой и гостеприимной. Она встретила нас на улице, около арки во двор, и мы увидели двор-колодец в окружении домов, заставленный машинами. Подъезд нашего дома, построенного в XIX веке, грязный и обшарпанный. Хозяйка пошутила:
– В таком доме Раскольников убил старушку, а Достоевский, живя по соседству, все записал.
Действительно, недалеко располагалась музей-квартира Федора Михайловича, где он завершил последний роман «Братья Карамазовы». И ни за что бы не променяла влюбленная в творчество писателя Александра Тихоновна свою квартиру с газовой колонкой и окнами во двор-колодец на жилье в современном спальном районе Санкт-Петербурга, как советуют дочери.
Квартира оказалась уютной, просторной, с неимоверно высокими потолками. С погодой нам повезло, и, отдохнув, мы отправились за приключениями.
Черное и белое
В исторической части города дома стоят плотными рядами, словно поддерживают друг друга. Старинные здания чередуются с постройками XX века, переплетая времена и создавая особую, присущую только этому городу архитектуру. Гуляя по улицам, можно встретить зажатый с двух сторон соседними зданиями дом с табличками: «Построен в середине XIX века» и тут же «Средняя образовательная школа № …» или «Детский сад № …».
Некоторые дворы переделаны под торговые центры со стеклянными крышами. Те, которые остались, таят за своими зарешеченными арками контрасты. В одном дворе вы увидите клумбу и детские качели, а в соседнем – помойку с переполненными мусорными баками. Красота города настолько яркая, что контрастирующая неприглядность бросается в глаза, врезается в память. Например, повсеместно грязные окна во дворцах, жилых домах и административных зданиях.
И только в Питере можно встретить двух татуированных, одетых, как шпана, молодых людей, которые тебе очень интеллигентно, на правильном русском расскажут, как пройти до ближайшей станции метро, и пожелают великолепной прогулки. Только здесь можно спросить у коренного петербуржца, где находится Ботанический сад, и он начнет объяснять подробно, искренне переживая, что гости могут все же заблудиться, а потом бросит все свои дела и возьмется провожать.
Парадный город
Невский проспект – главная улица города, куда стремится любой турист. От торгового центра «Гостиный двор» можно попасть на обзорную экскурсию по городу. А можно немного пройти пешком и оказаться на просторной дворцовой площади с ее красивейшим архитектурным ансамблем, над созданием которого трудились лучшие русские зодчие. Зимний дворец, главный штаб, 600-тонная Александровская колонна. Чуть дальше – знаменитые атланты, которые держат вселенную Эрмитажа, мрачный Исаакиевский собор со следами пуль на колоннах, Храм Спаса-на-крови, построенный на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен Александра II. И бесконечные реки, каналы, и дворцы вдоль набережных, дворцы вдоль улиц, на площадях, старинные доходные дома с роскошными фасадами, мосты и мостики, парки и уютные скверы.
Парадный Петербург открывается туристам во всей красе. Здесь можно перенестись в прошлое и промчаться с шиком по дворцовой площади в карете, сфотографироваться с Екатериной или пройтись под руку с Петром. Можно переодеться в костюм XVIII века и порхать у фонтана под объективом фотографа, а можно принять участие в костюмированном балу, посидеть в любимом кафе Александра Сергеевича или просто, утомившись долгой прогулкой, поваляться на мягкой травке у подножия Медного всадника, разглядывая низкое, полное разноцветных туч небо. На Марсовом поле можно представить себе потешные войска Петра, накупить множество сувениров около Эрмитажа, а потом бродить по набережной, подкрепившись хот-догом, любуясь Петропавловской крепостью или причалившим к пристани огромным белым пароходом, который ждет ночи, чтобы пройти по Неве, не задев разводные мосты.
А можно, гуляя по улицам Питера, встретить и совсем неожиданное.

Чувство юмора и творчество
Эти два понятия здесь также идут рука об руку. К примеру, напротив нашего дома было заведение, где под вывеской значилось: «Это клуб, ресторан, танцы, кино, а не то, что вы подумали». Можно, гуляя по городу, наткнуться на стоящий на обочине обычный с виду рейсовый автобус и выяснить, что это передвижной туалет. Внутри,как полагается, кабинки (можно выбрать с видом из окна на проспект), кран, вода, мыло.
Можно увидеть парящего над входом в магазин человека. Или смешные памятники. На Малой Садовой улице на втором этаже гастронома живет чугунный кот. Памятник Чижику-пыжику расположился на набережной Фонтанки. Нос майора Ковалева из повести Гоголя нашел свое место на Вознесенском проспекте.
Но, как бы ни были интересны достопримечательности Санкт-Петербурга, его люди куда интереснее. Мы встретили художника, который рисовал улицу. Вообще ничего удивительного, таких там много. Но этот рисовал вдохновенно совсем не то, что располагалось перед глазами. Почему, спросите? Да разве важно сходство? Главное – уловить настроение, передать энергию и заметить в очевидном неочевидное. Таково было объяснение автора.
Самого удивительного человека в своей жизни мы встретили тоже здесь, на Невском проспекте.
(Продолжение следует)…

Exit mobile version