Лифт идёт на подъём?

Достаточно ли безопасны лифты в многоэтажных жилых домах? Вопрос далеко не праздный.

Большинство из полутора тысяч магнитогорских лифтов, по словам ведущего инженера по качеству МП «Лифт» Бориса Матюшкина, вводились в эксплуатацию в семидесятые – восьмидесятые годы, в период массового жилищного строительства. Но в ситуации, когда «все вокруг колхозное – все вокруг мое», жильцы домов, оснащенных лифтами, мало задумывались (да что греха таить – и до сих пор нередко так происходит), что подъемные машины – это дорогое удовольствие.
Отсюда, наверное, тот расцвет вандализма, когда лифтовики не успевали заменять сожженные кнопки вызова, когда пластиковая обивка превращалась в картинную галерею местного «народного творчества», а сами кабины, случалось, использовались в качестве общественного туалета. А ведь плохое состояние лифта – это не только убытки, но и по-настоящему острая социальная проблема. Если в многоэтажном здании лифт не работает, то люди преклонного возраста, инвалиды, живущие на верхних этажах, оказываются фактически запертыми в своих квартирах.
Государство, долгое время спускавшее проблемы лифтового парка «на тормозах», несколько лет назад всерьез взялось за подъемно-транспортные машины. За счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, предназначенных на капитальный ремонт многоквартирных домов, стали заменять и лифты. Только в Магнитогорске в 2009 году было заменено 92 лифта, в 2010 году – 42. Как планировалось, Фонд содействия реформированию ЖКХ в декабре 2011 года должен прекратить свою деятельность. Однако по каналам информагентств неоднократно проходила информация о продлении его работы еще на два года. Но и это не спасет ситуацию.
Где дальше брать огромные суммы, если учесть, что стоимость одного лифта с учетом монтажа и демонтажа старого примерно полтора миллиона рублей? Из кошельков собственников? Но разве потянут такую непосильную ношу рядовые горожане, желающие и дальше пользоваться лифтом в своем доме? В этой ситуации остается актуальным вопрос бережного использования имеющегося лифта. Да, может быть, он старенький, время от времени ломается,
но жильцы подъезда могут ведь поговорить со своими детьми о необходимости бережно к нему относиться, могут дать укорот хулиганам. К сожалению, такого не произошло в случае с недавно пойманным «лифтовым маньяком», выламывающим вызывные аппараты, установленные на лестничных клетках. Ни один из жильцов, по словам лифтовиков, ни разу не вышел из своей квартиры, чтобы сделать замечание, не вызвал милицию, пока хулиган выводил из строя оборудование. И только мероприятия, разработанные совместно с УВД города охранными предприятиями и управляющими компаниями МП «Лифт», дали свои плоды. 10 декабря вандал был задержан. И если «лифтовой маньяк» выводил из строя вызывные аппараты, то в домах № 41 и 43 по улице Труда хулиганы, хуже того, – целиком сожгли четыре лифта. Сотни людей (среди них старики, инвалиды, мамы с маленькими детьми) долгое время были вынуждены добираться пешком до своих квартир. И только благодаря твердой позиции главы города, депутатского корпуса замена этих лифтов была включена в федеральную программу. В ноябре подъемные механизмы в этих домах введены в эксплуатацию.
Еще один шаг, не так давно предпринятый государством, – принятие технического регламента на лифты, который вступил в силу с 15 октября нынешнего года.
Этот документ устанавливает необходимые требования к безопасности лифтов и позволяет, как считают специалисты, навести порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве, а главное, повысить безопасность жильцов. Ведь каждый третий лифт в России сегодня представляет угрозу здоровью и жизни в связи с тем, что выработал свой нормативный срок. По данным нового техрегламента, это двадцать пять лет. Раньше срок использования лифтов был не ограничен.
Документ предлагает ряд новшеств. Отныне лифт должен иметь резервный источник питания, чтобы в случае аварии свет в кабине не отключался. Шахты и крыши лифта должны быть защищены от постороннего проникновения. Кабины и кнопки – в антивандальном исполнении. При перегрузке лифт не должен двигаться. Двери будут срабатывать медленно, чтобы не травмировать пассажиров. Еще одно немаловажное требование: кабина должна быть оборудована спасательным люком и должна вмещать детские и инвалидные коляски. В результате безопасность лифтов выйдет на новый качественный уровень. Современные лифты, которыми пользуются большинство из нас, этим требованиям не отвечают. Однако это не значит, что нас ждет лифтовой коллапс.
Все вопросы согласно новому техническому регламенту в магнитогорском лифтовом хозяйстве стараются решать своевременно, подтверждением тому простой факт: на момент нашего разговора в МП «Лифт» из полутора тысяч лифтов, находящихся на обслуживании предприятия, ни один не простаивал по техническим причинам.

Exit mobile version