Вундеркинды по стандарту?

В системе школьного образования свершилось то,
чего давно ждали и в то же время боялись

вступили в силу
новые федеральные стандарты
для старших классов.
Этот документ прописывает,
как и что должны изучать школьники двух предвыпускных классов,
и на его основе пишутся соответствующие образовательные программы. Наряду с Законом об образовании федеральные стандарты относятся к числу важнейших для школы документов. И так же,
как Закон об образовании,
стандарты утверждались «с боями».
Помните, когда еще только начали обсуждать первый вариант этих стандартов, сколько копий сломали? И было из-за чего. Министерство образования предлагало, казалось бы, немыслимое: из первоначального текста следовало, что в старших классах школы останутся лишь три обязательных предмета – ОБЖ, физкультура и «Россия в мире». При этом, что такое «Россия в мире», внятно разъяснить никто не мог. Видимо, это что-то из разряда историко-обществоведческого, а ОБЖ и физкультура – вообще второстепенные дисциплины. Как на такой «триаде» могло базироваться школьное образование в старших классах? Возмущены были не только родители детей, которых, как они считали, лишают таким образом качественного образования, но и педагоги.
После общественного обсуждения и неоднократной доработки текст стандартов был изменен. В нем теперь есть понятие предметных областей, из которых надо будет выбрать хотя бы один предмет для изучения, кроме того, прописано, что шесть дисциплин должны быть едиными для всех, независимо от выбора в предметных областях – это русский язык и литература, иностранный язык, математика, Россия в мире (история), ОБЖ и физкультура. До сих пор в школе изучали четырнадцать обязательных предметов, и цифра эта менялась с послереволюционных времен только один раз, когда в восьмидесятых годах прошлого века в расписании появилась информатика.
Важной особенностью нового стандарта стало введение так называемого профильного обучения. Переходя в старшую школу, ученик сам выбирает, в каком направлении он хочет двигаться дальше: выбрать, к примеру, изучение гуманитарных наук или же сосредоточиться на математике и информатике. Всего разработчики предлагают пять возможных профилей: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный (для тех, кто не смог определиться). Кроме того, теоретически школьник может составить для себя индивидуальный образовательный план.
Таким образом, в новых государственных стандартах общего образования закреплено деление школьных предметов на базовый и углубленный уровни, предусмотрены сдача обязательного ЕГЭ не только по русскому языку, математике, но и по иностранному языку, и возможность выбирать уровень ЕГЭ в зависимости от уровня изучаемого предмета. В стандартах разъясняются требования к индивидуальному проекту, который должен будет выполнить каждый ученик, и подчеркивается, что итоговую аттестацию по некоторым предметам можно будет пройти в десятом классе.
Разработчики уверяют, что возможность выбора очень важна в современном мире и что насильно впихивать в учеников ненужные им знания – гиблое дело. Противники нового стандарта указывают, что его внедрение приведет к резкому падению общекультурного уровня, в первую очередь из-за фактического уменьшения количества часов, отводимых на естественно-научные дисциплины.
Споры спорами, а повсеместное введение Федерального образовательного стандарта начнется с 2020 года. Так что коснутся они, по большому счету, только тех ребят, которые в этом году пойдут в первый класс. Вместе с тем, по желанию или по мере готовности, общеобразовательные учреждения могут начать работать по новым стандартам в старшей школе в апробационном режиме, если в них созданы все необходимые условия – кадровые, материально-технические, организационные, финансово-экономические и другие, уже с 2013 года.

Exit mobile version