Максимальное наказание за нарушение правил проведения митингов и шествий для граждан теперь составляет 300 тысяч рублей,
для юрлиц – миллион.
Ясно, что ни один нормальный человек беспорядков одобрять не станет. Смахивает на парадокс, однако впечатляюще большая часть российского электората убеждена в том, что именно принятие нового закона о митингах к новым беспорядкам и приведет. «Ну и расценки у вас! – восхищается среднего достатка россиянин. – Да я и на полтинник-то вам тут не успел наорать! Сами так чубы друг другу на заседаниях Думы несанкционированно дерете. И, между прочим, исключительно по политическим мотивам. Да еще с телетрансляцией на всю страну, и ничего: как с гусей вода – хоть бы один за этот срам раскошелился. А мы так вынь да положь. Да чтобы по таким тарифам жить, придется продать домик в деревне, зарезать кабанчика и сдать посуду…»
У сторонников «завинчивания гаек», разумеется, свой резон: «Нарастает неуклонно общий психоз, народ все злее. Наше общество больно, серьезно и давно, и если не оперативное хирургическое вмешательство сейчас, то чуть позже мы все передохнем на просторах России от примитивных антибиотиков калибра 7.62 (патрон автомата Калашникова. – А.Т.)».
Закон принят, а споры вышли за пределы парламентских коридоров и продолжаются.
Зачем было ужесточать штрафы, если к погромщикам и хулиганам и так принимаются меры уголовные? Кстати говоря, подобные неудобные вопросы раздаются не только с фланга оппозиции. Совет при президенте России по правам человека вынес негативное заключение своих юристов на новый вариант закона о митингах, на основании которого вводятся изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Рабочая группа совета по гражданским свободам и гражданской активности выделила ряд особенностей нового закона, вступающих в противоречие с правами человека, российским законодательством и Конституцией. В частности, юристы-правозащитники считают, что новые поправки криминализируют само право на мирные собрания, закрепленные в Конституции.
Правозащитники высказались и собственно о новых штрафах: «Предлагаемые размеры штрафов явным образом несоразмерны имущественному положению большинства граждан России». Закон оставляет суду возможность истолковать понятие массовости так, как считает нужным, отмечает член совета при президенте Константин Скловский.
И то правда. Теперь какой-нибудь шутник на субботнике для хохмы гаркнет: «Долой самодержавие!», и всех заарестуют. Скажут, мол, несанкционированный митинг, а грабли для отвода глаз. И нечего притворяться, что вы тут просто бумажки подбираете, – нашли дураков! Гоните по триста тысяч и ступайте с миром. Сбор с одного митинга позволит увеличить жалованье полицейских вдвое – заживут.
И последнее. Опять выпирают ослиные уши досадной традиции: у людей, как всегда, спросить забыли. А вопрос-то напрямую касается судеб отечественной демократии и вполне мог бы обсуждаться в формате референдума. Что теперь скажут избиратели своим депутатам? Ну, спасибо, отцы родные! Уважили. Вы у нас, как всегда, на пожаре первые герои – с ведром бензина. Теперь мы будем ходить только на санкционированные митинги, чтобы дружно поддержать вас, нежно любимых.
Охочие расшибить лбы в угоду начальству тоже непременно активизируются. И посыплются инициативы одна за другой. К примеру, запретить грушинский фестиваль авторской песни. А то там барды про любимое правительство могут спеть все что угодно, в том числе и черт знает что. Словом, как в приснопамятные времена, держать и не пущать! Будем жить как в самом-самом северном пограничье державы, где что ни песец, то нарушитель…
О внесении изменений в закон о собраниях и митингах читайте на 4 стр.