Университет нового поколения

Система высшего образования сегодня находится в стадии коренной перестройки.

Коснулось это напрямую и Магнитогорского технического университета. Что ждет высшую школу? Об этом наш разговор с проректором МГТУ по учебной работе, доктором педагогических наук Еленой Разинкиной.
– Елена Михайловна, чем грозят изменения высшей школе в связи с готовящимся к принятию новым законом «Об образовании»?
– Традиционная система образования, в рамках которой обучалось не одно поколение, как и в целом вся наша экономика, претерпевает сегодня серьезные изменения. В соответствии с Концепцией развития сети образовательных учреждений Министерством образования и науки РФ проводится жесткая политика оптимизации. В результате «право на жизнь» в первую очередь получают федеральные университеты – их по стране всего пять, национальные исследовательские университеты – этот статус получили 27 вузов, а также крупные университетские комплексы, внедряющие инновационные программы развития. В результате оптимизации будет значительно сокращено число университетов. Пока их примерно 900, а останется не более 150-200. Поэтому я очень рекомендую будущим выпускникам и их родителям основательно подходить к выбору вуза, анализировать, насколько стабильно вуз чувствует себя в свете происходящих реформ.
Кардинально меняется и система финансирования вузов. Она становится более прозрачной, будет вестись более жесткий контроль по расходованию средств. Меняется принцип – финансировать будут по качеству оказанных образовательных услуг, а не как раньше – по числу обучающихся студентов на бюджетной основе, то есть подушевое финансирование остается в прошлом. Новый закон ставит условием также востребованность выпускника на рынке труда.
С 1 сентября будущего года система высшего профессионального образования полностью переходит на уровневую систему – в основном это бакалавриат и магистратура, и небольшой перечень специалитета. В соответствии с проектом нового Федерального закона «Об образовании в РФ» университетом будет считаться та образовательная организация, основной деятельностью которой станет реализация образовательных программ высшего образования всех уровней (бакалавриат, специалитет, магистратура), университет также будет готовить научные кадры, выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования. Министр образования и науки РФ подчеркивает, что уровень выполнения научно-исследовательских работ университета оценивается в первую очередь через участие и победу в федеральных целевых программах. Кроме университета высшее образование можно будет получить в колледже (по программе бакалавриата) и в институте (по программе бакалавриата и специалитета).
– Какую нишу в новой «табели о рангах» займет МГТУ?
– Государству сегодня нужны в первую очередь «технари». Поэтому техническое образование в приоритете, но это совсем не значит, что мы можем сидеть спокойно. Наш технический университет на протяжении нескольких последних лет готовился к переменам. В этом году в соответствии с распоряжением председателя правительства РФ Владимира Путина на базе МГТУ успешно проведена реорганизация путем присоединения к нему трех колледжей и техникума, мы получили официальный статус крупного университетского комплекса. Теперь в нашем вузе насчитывается около 20 тысяч студентов, три тысячи преподавателей и сотрудников, существенно расширены площади.
МГТУ основательно закрепился в статусе университета еще и по той причине, что мы готовы к переходу на уровневую систему и отвечаем одному из обязательных требований нового закона об образовании – осуществляем и продолжим в 2011 году обучение по всем трем уровням образования. Конечно, наша особая гордость – это широкий спектр магистерских программ по всем техническим направлениям подготовки, этим могут похвастать далеко не все.
– Университетский комплекс – это совершенно новое направление в системе высшего образования?
– Я бы так не сказала. Уже накоплен определенный опыт функционирования таких образовательных заведений. В чем основная специфика? Это, во-первых, возможность получения в рамках одного учебного заведения непрерывного качественного образования (начиная от рабочих специальностей – начальное и среднее профессиональное образование, затем высшее профессиональное образование по всем уровням; дополнительное профессиональное образование; повышение квалификации, заканчивая аспирантурой и докторантурой). Если же студент поступил в высшее учебное заведение, но чувствует, что «не дотягивает» (у нас не совсем легко учиться), он не будет выброшен на улицу, ему будет предоставлена возможность без особой волокиты перейти на уровень среднего профессионального образования, получить востребованную рабочую специальность, а потом, когда «созреет», он сможет еще раз попробовать свои силы, получить высшее образование.
Второй важный момент – наличие мощной научной составляющей (фундаментальной и прикладной). Назову последнюю нашу яркую победу в очень престижной федеральной программе кооперации вуза с предприятиями: совstudent101221.jpgместно с ММК-Метизом выиграли 178 млн. рублей, такое достижение перекрывает все наши предыдущие победы.
– На что вы хотели бы обратить внимание выпускников школ, если они захотят получить профессию в техническом университете?
– Ребята должны помнить, что вуз наш технический, а потому особое внимание при подготовке надо уделить точным наукам, в том числе и физике, без хороших баллов ЕГЭ по этой дисциплине сложно думать о получении престижной специальности.

Exit mobile version