Путешествие в край ведьм и святых

Южный Урал богат на чудеса. Порой, они у нас прямо под ногами, а порой, чтобы ощутить чудо, нужно взобраться на высокую гору.Наше путешествие лежало в прекрасную Башкирию, Учалинский район, к горе  Ауш-таш, на вершине которой похоронен святой, а у подножья всего один месяц в году бьет целительный источник.

  Гидом мы попросили быть увлеченного краеведа Федора Жижилева, который знает об истории Южного Урала если не все, то уж почти все это точно. Экзотики в наше путешествие добавило варенье из брусники с топленым маслом, которым щедро угощала нас,  путешественников, гостеприимная Гаиша Сиражовна Кусяева, жительница деревни Абзаково. Именно оттуда началось наше паломничество в мир загадок, легенд и еще не раскрытых тайн.

Прямо под ногами

Сразу за деревней Абзаково Учалинского района начинаются места, которые кто-то из местных назвал Меккой для любителей камней. Здесь прямо на поверхность почвы выходят залежи яшмы. Местные жители уверяют, что в этой местности находятся месторождения 30 ее видов. И не мудрено. По району проходит яшмовый пояс Урала. Конечно, мы не могли не остановиться, у одного из таких выходов породы на поверх-ность, чтобы набрать камней в домашнюю коллекцию.Пока любовались на камни, выискивая поинтересней, издалека за нами неодобрительно наблюдала парочка журавлей. Шумные гости им не понравились, они ворчали по-своему, журавлиному, и мы поспешили дальше, чтобы не тревожить величавых птиц.

Малахит, медный рудник и золотой храм

Впрочем, храм в селе Вознесенка, что дальше лежало на нашем пути, давно уже не золотой. Построенный в 1890-м году, он посвящен Вознесению Иисуса Христа и царской семье Николая II.  Внутри сохранилась старинная роспись, а снаружи в образе куполов предстают четыре шлема русских богатырей.  Рядом с храмом возвышается  монумент Александру II в честь освобождения Руси от крепостного права, воздвигнутый в 1883 году. Кстати, таких памятников Александру II в России сохранилось только два. Еще один расположен в Свердловской области. Местные жители говорят, что когда-то  на его вершине блестела позолоченная императорская корона и была надпись в честь царя. Но в советские времена вместо нее установили жестяной знак союза крестьян и рабочих, а надпись на мраморе выдолбили и вставили в образовавшуюся нишу бюст Ленина. Пострадал от вандалов того времени и храм. Колокола были сняты и отправлены на переплавку. Правда, местные жители все же сохранили один колокол, который прятали в механической мастерской. Сегодня помимо этого колокола звонница храма представляет  дело рук самого батюшки. Он из труб разного диаметра и длины смастерил  подобие большого металлофона, звуки которого при игре разносятся  по округе волшебным перезвоном.Федор Жижелев рассказывал, что совсем недавно любопытные краеведы нашли подземный ход, ведущий из храма. О нем не знал даже батюшка. Но пока предназначение подземелья еще не разгадано.Сразу за селом – медные копи. Здесь можно найти камни с вкраплениями малахита. Когда-то тут были царские рудники. Местные жители до сих пор находят следы того времени – кандальные ключи, обрывки цепей. Но по преданию на этом месте задолго до нашей цивилизации совершенно другие люди пользовались этими копями.

Братские могилы

И опять дорога, опять остановка. В небольшой березовой рощице полянка усыпана полевыми цветами. Здесь по рассказам краеведов во времена Салавата Юлаева местные жители уничтожили отряд царских войск. Их похоронили тут же, обозначив братские могилы большими камнями. Те путешественники, кто знает этот исторический факт, всегда останавливаются в этом месте, чтобы почтить память погибших.Сфинкс.

Дело рук человеческих или природы?

Этот камень знаменит. Некоторые  уверены, что в придании ему формы, похожей на египетского сфинкса, видно вмешательство древнего человека. Местные шаманы утверждают, что у этого камня когда-то производились  кровавые жертвоприношения. Но городским скептикам в большом камне видится скорее результат игры природы и человеческого воображения, пытающегося найти знакомые формы в необычном. Тем не менее долго находиться у сфинкса (прозвище за камнем укрепилось прочно) не хотелось. Какое-то давящее и тревожное ощущение не покидало. Влияние ли это рассказов или мы действительно что-то почувствовали, но, сфотографировавшись, поспешили убраться с этого места в место еще более загадочное и таинственное. 

Озеро Ворожеич

Вот такое красивое название носит озеро, которое буквально завораживает своей красотой и какой-то необыкновенной атмосферой. Рядом с ним воздух кажется другим, более плотным и насыщенным. Озеро Ворожеич имеет почти правильную круглую форму. Диаметр его водной чаши 2-2,5 километра. Глубина достигает пяти-шести метров. Именно в это озеро в 20-30 годы прошлого века был сброшен один из колоколов храма села Вознесенка.  Оно расположено на месте глубокого тектонического разлома, подпитывается  чистейшими родниковыми водами. Многие ученые считают, что озеро Ворожеич возникло на месте древнего палеовулкана. На берегах растут более 30 видов растений, есть и занесенные в Красную книгу. В озере много рыбы, в камышах живут утки. Но главная причина, по которой озеро является местной достопримечательностью, не его флора и фауна, а легенды, которые сложил народ. По одной из них там, где сейчас находится озеро, когда-то добывали золото. Поблизости находилось  кладбище, и люди, чтобы утолить золотую жажду, разрушили его. В наказание боги затопили это место водой. И по сей день из глубин будто бы доносятся стоны потревоженных усопших. По другой легенде здесь издревле жили русалки  и проводились ритуалы гадания и ворожбы, обряды с купанием в озере. Отсюда и название. Местные жители до сих пор считают, что в определенное время года на берегу ведьмы устраивают свой шабаш.  На одном из берегов возвышаются вершины скал, основания которых уходят в воду. По словам местных шаманов, древние называли это место «местом огней». Здесь в глубокой древности проводились ритуалы. Причем на одной скале – мужские, а на другой – женские. Между скал  на небольшом плато проходили совместные оргии. Посредине озера – небольшой островок. Недавно любопытные туристы нашли там жилищные ямы – свидетельства о когда-то живших тут людях. Исследовать их еще предстоит ученым. Говорят, что на этом озере живут духи местности, которые не позволяют никому селиться вблизи. Как бы то ни было, у берегов озера Ворожеич нет ни одной деревни, лишь в нескольких километрах. Местные говорят, что жить постоянно на озере невозможно. Зато туристы это место любят и охотно летом разбивают палаточные лагеря. 

Молочный источник

Наконец-то мы добрались до главной цели нашего путешествия – горы Ауштауили, или Ауш-Таш, расположенной близ озера Аушкуль. На его берегу расположилась небольшая деревушка Старобайрамгулово, житель которой Фанур Шагиев является хранителем святого источника «Аулия». Он-то и рассказал нам о местных досто-примечательностях. Здесь у подножья горы бьют три целебных источника. Но самым загадочным является «Аулия». Он бьет всего три недели, а иногда чуть больше.  Считается, что его воды способны излечить многие болезни. Вода источника немного мутноватая, имеет молочный оттенок, но при этом очень вкусная и не отдает никакими примесями. Сто лет назад русские путешественники называли это место молочным источником. По словам хранителя, вода бьет из горы, проходит через породу, в основном яшму, из которой состоит гора, и где есть немного серебра. Видимо, поэтому вода и  имеет такой целительный эффект. Что интересно, на святой источник, который берет начало в середине горы Ауш-таш, не влияют ни погода, ни наличие осадков, ни засуха. Кстати, вода из него не портится и сохраняет свежесть в течение нескольких лет. В прошлом ее использовали как лекарство, давая пить больным по ложке. К святому источнику паломники из ближних земель и дальних стран едут нескончаемым потоком, чтобы запастись священной водой на целый год. 

Белые энергии святого 

Паломничество верующих в чудесное исцеление людей заканчивается святым источником, а начинается оно с трудного подъема на вершину крутой горы, где расположены три могилы. По преданию в центральной из них  захоронен святой Рамазан. Он шел по шелковому торговому пути из Аравии, путешествовал вместе с караваном, но местные жители подумали, что это враги, и перебили часть каравана. Погиб и святой. Когда это узнали, то похоронили его на вершине горы, чтобы он помогал местному роду. После захоронения святого из горы забил целебный родник. Другие две могилы – воина, который отважно сражался и с отрубленной врагами головой смог пройти несколько шагов в сторону горы, и юродивого. По мнению местных жителей, сия исламская триада благословляет эти земли и защищает их.  На могиле святого надпись на арабском. Фанур Шагиев рассказал, что более ста лет назад древняя плита была положена на могилу и установлена новая.  Но по каким-то причинам плита была расколота, и средняя часть ее бесследно пропала. Однако часть надписи осталась. В переводе с арабского она звучит так: «Этот путешественник шейх Рамазан аль-Ауш – 661  год во времена Берке-хана, строителя города Сарай». По некоторым данным,  это соответствует середине XIII века по нашему летосчислению.

 За чем идете, то и получите

Чудесных историй исцеления здесь можно наслушаться всяких. К примеру, один дедушка из Аскарово, сияющий от счастья,  рассказывал, как в прошлом году парализованный после инсульта, он не мог сам подниматься на гору, помогали родственники. А в этот раз он взошел к могиле святого самостоятельно. Помогла вера.   Поклониться Рамазану Аулие, попросить исполнения заветного желания стремятся и стар, и млад – и деревенские жители, и высокопоставленные чиновники, инвалиды, и те, кто исцелился и хочет поблагодарить за это святого. Существует поверье, что на вершине нужно оставить камень – символ своих грехов. Затем пройти семь кругов вокруг могилы и озвучить  желание. Считается, чем больше камень паломник внесет на гору, тем от больших грехов он будет избавлен. Однако Фанур Шагиев считает, что подобные ритуалы – отголоски языческих культов. Все, что нужно делать у могилы святого – это молиться и получать заряд светлой, белой энергии. – Работая здесь, я понял: кто за чем приходит, тот это отсюда и уносит. Экзотику, воду или исцеление, – говорит директор школы. Наше паломничество закончилось именно здесь, на вершине горы (абсолютная высота 643 метра). Возможно, и мы получили здесь то, что искали…

Exit mobile version