Сверхнагрузка

Гуманный, благородный труд учителя, как выясняется, не ограничивается преподаванием предмета, проверкой тетрадей и классным руководством.

Недавно встречаю знакомую, которая уже не первый десяток лет работает в школе. Вид вымотанный, усталый, глаза потухшие… «Что-то произошло?» – спрашиваю сочувственно. «Нет, отчеты замучили». Какие могут быть такие отчеты у учителя, что доводят почти до точки? Дабы изучить предмет поглубже, пообщалась не с одним преподавателем школ, по понятным причинам не стану обнародовать их имена – постарайтесь понять… А картинка сложилась вот такая.
С каждым годом все больше и больше на плечи педагогов ложится «бумаготворчество». Казалось бы, компьютеризация увеличивает интенсивность труда и облегчает такой вид деятельности, как отчетность. а в школе – напротив. Попробуем по порядку. Начало года. В течение сентября каждый классный руководитель (а это практически все учителя) должен сдать план воспитательной работы на год – по месяцам, неделям, дням расписать, чем планирует заниматься с классом, какие часы общения, мероприятия, культпоходы устраивать, с кем и как индивидуально работать. Занимает это достаточно много времени. Отдельной строкой – работа с родителями (каждое родительское собрание должно быть тематическим, проводиться лекция). Если класс КРО – коррекционно-развивающего обучения, работа с каждым сложным ребенком выстраивается индивидуально, в течение года отслеживается динамика. Вообще, трудные, опекаемые дети – под особым контролем, нужно отстроить работу с психологом, социальным педагогом, а это также требует составления плана (завуч спросит, сто процентов). Помимо этого с каждой школы «центр» (управление образования) требует отдельных маленьких отчетов (к примеру, сколько в классе мальчиков-девочек, каких годов рождения), вероятно, чтобы составить общую картину по городу.
Далее следует рабочее планирование на год педагога по каждому предмету (есть ведь учителя, что ведут алгебру и геометрию, русский и литературу и т.д.). Планирование предполагает, что есть определенный макет, который по ходу «обрастает подробностями». В вузах такие макеты делать не учат – доходишь сам, собирать материал приходится много, долго и везде.
Следующее: заполнение классного журнала. На каждой странице аккуратно нужно заполнить список детей, плюс немало дополнительных – сведения о родителях и т.д.
Если вы думаете, что на этом у учителя отчеты заканчиваются – вы ошибаетесь. Наверное, наслышаны, что сейчас во всех школах вводится электронный журнал. Это для нас с вами, родители, чтобы могли в любой день узнать успехи своего чада. Но для этого каждый учитель должен подать сведения о проставленных оценках (выписать по каждому классу, сдать). Правда, это не отменяет еженедельного выставления оценок от руки в дневник.
Если уж заговорили о современных технологиях… Любой учитель сегодня старается выстроить урок с использованием компьютера, нужно ли объяснять, что все это надо где-то найти, собрать, отклассифицировать, свести воедино, подготовить.
Подошел конец четверти… Выставление оценок – процесс не одного дня. Всю последнюю неделю классный буквально «вытрясает» оценки, нянчится как с детьми, так и учителями, что тянут аттестацию до последнего дня. А на каникулах – отчеты по предмету, сколько проведено контрольных, проверочных работ, итоги посещаемости (сколько пропусков, справки прилагаются). В общем, отчетные «простыни».
Показатель работы учителя – это еще и выставки, конкурсы, олимпиады, в которых участвуют его воспитанники. Это требует немало времени (личного), да и денег. На олимпиаду детей нужно отвезти и привезти обратно – так требуют, а это, как правило, воскресенье, значит, своя семья временно побоку. Подготовка к ЕГЭ – тоже «веселое» время, которое превращает педагога в тренера. И, кстати, отчетности по этой статье не меньше.
Плюсом сюда добавить невольно навязанные денежные обязательства: питание детей, классные и школьные копилки, покупка учебной литературы – так или иначе это проходит через классного руководителя, поскольку родительский комитет, на чьих плечах это лежит, в школе постоянно находиться не будет.
Раз в пять лет педагог должен подтвердить или повысить свою категорию. Сколько для этого нужно собрать документов и прочее – это тема для отдельного разговора. То же самое, если учителя выдвинули на получение гранта…
Таким образом, мы видим, что учителя погребает под собой вал бумаг. Чтобы вы могли по достоинству оценить масштабы всего этого, приоткроем вам «тайну» – за какие деньги все это делает учитель. При прожиточном минимуме по стране 4330 рублей ставка по высшей (!) категории 4024. До минимума ее дотягивают уральским коэффициентом, что тоже, по сути, неправильно. В прошлом году педагогам положили надбавку в 14 процентов. И получается, к примеру, что при двух ставках (это 36 уроков в неделю), если нет классного руководства, выходит где-то 13 тысяч рублей. Молодой специалист-первогодка при 21 часе, классном руководстве и надбавках за тетради на руки имеет 8 с половиной тысяч. Я знаю учителей, что берут по три и больше ставки, чтобы получать более-менее прилично, но давайте честно: можно ли при таких нагрузках говорить о высоком качестве преподавания? Да! Забыла еще одно… За весь огромный объем работы классного руководителя в месяц государство платит полторы тысячи рублей. Для чего это лирическое отступление? Нетрудно догадаться… Уважайте труд учителя.

Exit mobile version