За последнее время Магнитогорск явно преобразился – реконструируются дороги, появляются новые зеленые насаждения, однако одна проблема так и остается нерешенной.
За последнее время Магнитогорск явно преобразился – реконструируются дороги, появляются новые зеленые насаждения, однако одна проблема так и остается нерешенной.
Проблема недостроя или, как еще говорят, незавершенки. Для этого не надо называть статистических данных, проблема в прямом смысле зияет провалами недостроенных зданий, лезет в глаза развалинами давно заброшенных строек, покосившимися и прохудившимися заборами, условно ограждающими заросшую бурьяном стройплощадку, сиротливо торчащими опорами железобетонных конструкций. Такие «недострои» представляют угрозу здоровью или даже жизни любопытных детей и подростков, становятся приютом для бомжей. Для ясности поясню: по закону к объектам, находящимся в стадии незавершенного строительства, относятся объекты, строительство которых приостановлено, законсервировано или окончательно прекращено и которые не списаны в установленном порядке.
Если говорить честно, то строительный бум середины двухтысячных избавил город от ряда долголетних заброшенных строек. На их месте, наконец, появились новые жилые дома и здания общественного пользования. Магнитогорск заметно похорошел. И все же кое-что из давних недоделов так и осталось. В каждом районе города сегодня найдется такой объект, с которого давно ушли последние строители. Ушли, так и не закончив своей работы.
Самый «знаменитый» из таких объектов – остов здания напротив цирка. Сначала предполагалось, что на этом месте появится гостиница, потом – таможня. А что теперь – одному Богу известно. Потому что этот недострой городу не принадлежит, находится он в федеральной собственности. Причина незавершенки банальна: у правительства или тех или иных государственных служб не хватило в свое время средств на достройку. Между тем – это центральная, очень оживленная часть города. За годы «простоя» рядом на пустыре общими усилиями горожан и промышленных предприятий города возведена мечеть. Тоже, между прочим, строящаяся не один год. Теперь этот культовый объект приятно радует глаз не только верующих, но и всех остальных магнитогорцев.
По словам начальника управления архитектуры и градостроительства администрации города Владимира Васильева, город в ситуации с федеральной собственностью бессилен, не может он самовольно забрать здание, ему не принадлежащее. Однако в Министерстве экономического развития страны сейчас прорабатываются варианты, как «бороться» с такими недостроями. Может быть в скором времени городу удастся забрать его себе.
Другой такой объект незавершенного строительства за зданием КредитУралбанка, что в районе проспект Ленина – улица Гагарина, – принадлежит частнику. Тянется эта незавершенка тоже аж с девяностых годов прошлого века. За это время забор по частям растащили все кому не лень, объект не охраняется, а значит, представляет угрозу для жизни любопытной ребятни из близлежащих домов. Как заметил Владимир Васильев, договор аренды частнику администрация города все же продлила до 2013 года. С условием: если до этого времени строительство не будет возобновлено, администрация обратится в суд с иском об освобождении территории.
Вообще же управление архитектуры и градостроительства ведет постоянный мониторинг земельных участков с незавершенным строительством с тем, чтобы городская земля не была простым способом вложения денег или укрывательства от налогов. Так, к примеру, происходит в частном секторе. Частник может вообще не строить дом, и земля будет пустовать, потому что денег на строительство у него нет, а продать участок – жалко. А может строить свой дом годами. И при этом даже уже преспокойно проживать в нем. Для завершения строительства ему может не доставать лишь полноценного крыльца, которое хозяин не торопится доделать. Ведь налоги за аренду под строительство дома гораздо ниже, чем на готовое здание. А готовым здание по закону может стать только после государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Право собственности на недвижимое имущество возникнет лишь с момента такой регистрации. Вот и тянут такие «строители» годами, чтобы платить поменьше. Между тем из-за этого городской бюджет за год недобирает значительные суммы, которые могли пойти на социальные нужды.
Выход из ситуации начальник управления архитектуры и градостроительства видит в изменении земельного и градостроительного законодательства, которое регламентировало бы сроки строительства, к примеру, ограничивало его двумя – тремя годами. Пока же размытость формулировок в законе не позволяет расторгнуть договор аренды с теми, кто так сказать до упора «тянет резину». И дырами в законодательстве пользуются все, кому не лень.