Воспитатель от Бога

Городской конкурс «Учитель года» выявил не только лучшего педагога-предметника, который поборется за свое звание на областном уровне, но и воспитателя.

Как ни удивительно, педагогом-воспитателем года признан единственный в городе социальный педагог-мужчина Константин Рыжков. К сожалению, мужчин в школе все меньше. Большие психологические нагрузки, необходимость быть одинаково толерантным как к детям, так и к взрослым, недостаточная для сильного пола заработная плата заставляют их искать другие места для приложения своих знаний. Между тем школе нужна твердая мужская рука.
Константин Рыжков выбрал для работы школу, расположенную в левобережной части города, в районе Березок, где проживает много мигрантов, семей – выходцев из ближнего зарубежья. Конечно, здесь есть не просто хорошие ученики, но и победители городских и областных олимпиад по праву, естествознанию, которых, кстати, чуть ли не на общественных началах готовит Константин. Но есть и дети из неблагополучных семей.
Тем не менее за последние годы в школе официально не зарегистрировано ни одного ученика, злоупотребляющего спиртными напитками или употребляющего наркотики. Хулиганят – случается. Хотя, как считает педагог, их хулиганство выражено в море энергии, которую просто некуда девать. Родителям же часто не до них. В результате из шестисот учащихся школы пятьдесят относятся к группе риска, четверо состоят на учете в полиции. Социальный педагог Рыжков считает, что не бывает плохих детей, бывают плохие родители и некомпетентные педагоги.
– Я и сам был в школе не совсем спокойным ребенком, – признается Константин, – поэтому мне проще понять тех, кого называют трудными. Считаю, что не всегда виноват ребенок, корень зла зачастую надо искать в семье.
Его рабочий день начинается с обхода классов с целью сбора информации о не приступивших к занятиям, попросту прогульщиках. Затем он выясняет, кто и по какой причине не пришел в школу. До четырнадцати часов идет «разбор полетов»: кто с кем из-за чего поссорился или подрался. После двух он выходит «в поле» – так социальный педагог называет обход домов неблагополучных подростков. Ходить приходится много. Ученики живут в трех соседствующих между собой поселках: Брусковом, Димитрова и на Березках. Кроме того, один раз в месяц вместе с инспектором по делам несовершеннолетних совершает рейды по местам скопления подростков – чаще всего это подъезды. А еще он ведет в школе уроки права. Как все успевает и каких это требует сил душевных и просто физических – одному Богу известно.
– Трудные меня уважают за то, что пытаюсь их понять и решить их проблемы, – не скрывает Рыжков. – Я знаю, кто с кем дружит, кто с кем собирается подраться.
И всех он пытается наставить на путь истинный. Каждого по-своему. Одного неисправимого прогульщика Рыжков устроил в вечернюю школу. Парнишка ее закончил, поступил в техническое училище, сейчас работает. И до сих пор благодарен своему педагогу, что не бросил его на произвол судьбы, вытащил «в люди».
Нашел подход к девочке из неблагополучной семьи, ненужной родной матери, вынужденной ночевать по подругам. Она была не уверена в себе, считала, что в жизни у нее ничего не получится. А Константин открыл в ней талант к общественным наукам. Почувствовала вкус к знаниям, появилась тяга к учебе. Девчонка стала победителем городских и областных олимпиад по праву. Одноклассники избрали ее старостой класса. Параллельно бывшая неудачница взялась за младшеклассников-прогульщиков. Вылавливала их на улице, буквально за руку приводила в школу. Сегодня воспитанница социального педагога учится на четвертом курсе одного из вузов города, строит планы на будущее. Таких историй с хорошим концом в «загашнике» Рыжкова очень много. Правда, хвастать своими достижениями не любит.
Вообще же в педагогику он попал, можно сказать, случайно. Закончил юридический колледж, работал в комплексе социальной адаптации граждан. Контингент – бомжи, лица, освободивши-еся из мест заключения. Ничего, справлялся. Но почувствовал, что надо повышать профессиональный уровень, поступил в МаГУ на специальность «социальный педагог». И не просчитался. Ему попались замечательные наставники, благодаря которым он состоялся как специалист. В первую очередь это декан социального факультета Флюра Мустаева, которая заложила необходимую теоретическую базу и до сих пор помогает ему специальной литературой и добрым советом. Навыки практической работы привил заведующий лабораторией девиантологии вуза Виталий Пятунин, у него Константин и сегодня находит психологическую поддержку и помощь в сложных ситуациях.
Повезло Рыжкову и с педагогическим коллективом родной сорок второй школы. Директор школы Вячеслав Курчавенко, завуч по учебной работе Наталья Грудинина, заместитель директора по информатизации Дмитрий Гаврилов – у всех у них Рыжков неизменно находит понимание. А с завучем по воспитательной работе Людмилой Маркиной, как говорит Константин, они давно и успешно работают в тесном тандеме. «Свой успех я хочу разделить со всеми этими людьми, замечательными педагогами и прекрасными специалистами в своей области», – отметил Константин Рыжков.
На достигнутом он останавливаться не собирается, впереди областной этап конкурса на звание лучшего педагога-воспитателя Челябинской области, где
Константин будет представлять родную Магнитку.

Exit mobile version