Михаил Юревич: «Не хочу, чтобы Челябинская область вернулась в 90-е»

Развитие экономики Южного Урала, которое служит гарантией дальнейшего роста жизненного уровня в регионе, может оказаться перечеркнутым в один момент.

О том, почему высока опасность такого безрадостного сценария и что за этим может последовать, накануне выборов президента РФ журналистам рассказал губернатор Челябинской области Михаил ЮРЕВИЧ.
– Михаил Валериевич, наш разговор проходит накануне президентских выборов. Скажите, вы свой выбор сделаете как губернатор или как простой человек – сын, отец? Или это равнозначно?
– Я сделаю свой выбор как рядовой гражданин страны, из моих собственных представлений о том, как должна развиваться страна, а вместе с ней – наша Челябинская область. Экономика Южного Урала в прошлом году выросла на 6,3 процента, и в этом году рост продолжается. Наши промышленники, предприниматели смотрят в будущее с оптимизмом. Рост экономики – это основа, потому что когда экономика растет, то и доходы населения растут. Не у всех, не равномерно, не сразу, но растут. Быстрых скачков вперед не бывает, а бывает лишь медленное поступление вперед. Но если в стране начинается смута, нестабильность – происходит откат назад. Мы проходили это в конце 80-х, в еще более резком варианте – в 90-х. Страна потеряла, наверное, лет 15. И не хотелось бы повторения этого.
– Сейчас очень неспокойно в мире. В Европе кризис, на Востоке пахнет новой войной. У вас есть прогноз, как изменится ситуация в нашей стране после выборов?
– Я считаю, что главная опасность сейчас для нас – это попытка определенных сил делигитимизировать предстоящие выборы. Я склонен думать, что эти силы имеют происхождение не в РФ, а за ее пределами, и это напрямую связано с нестабильной ситуацией в мире. Неважно – будут камеры стоять на избирательных участках, будут ли там работать наблюдатели, – уже заранее определенные силы запрограммировали попытку объявить выборы незаконными, и дальше на этой основе попытаться расколоть общество.
К чему это может привести? Вот я смотрю на индикаторы российского рынка, и вижу, что сейчас они находятся в позитивной динамике. И очень надеюсь, что наша страна устоит в стабильности, прежде всего, в политической стабильности, и мы получим возможность и дальше развивать нашу экономику, наращивать свой жизненный уровень. В противном случае будет очень обидно и за страну, и за Челябинскую область. Экономика области как раз сейчас на подъеме, притом растет без всяких нефтяных доходов и в условиях мирового кризиса металлургии – от роста пищевой промышленности, сельского хозяйства, машиностроения. Мне как губернатору будет просто жалко этот результат и обидно за наших земляков, которые этот результат обеспечили.
У нас перед глазами уже достаточно примеров, к чему приводит во многом искусственная дестабилизация ситуации в конкретных странах. Вот Ирак. Позади уже одно потерянное десятилетие, и когда это все закончится, когда у людей снова будет мир и достаток – неизвестно: что ни день, то теракты, взрывы, столкновения. Население бежит из страны, а ведь раньше это была страна с сильным здравоохранением, сильная наука, культура. Вот на очереди Иран. Стране, так сказать, не повезло, что она имеет нефть, сильную науку, машиностроение. Кое для кого это явно страна-конкурент, к тому же, имеющая свой собственный голос на международной арене.
– А вот те, чьими стараниями подобный сценарий может повториться и у нас, – они действуют по своим искренним убеждениям или просто отрабатывают чей-то заказ?
– Я считаю, что во многих случаях это результат искреннего заблуждения. У нас с советских времен принято считать, что где-то, в других странах, рай земной. Что там люди не работают, а только деньги с деревьев срывают. Но ведь я поездил по миру. И я могу засвидетельствовать: на самом деле в других странах давно выстроена жесточайшая система, обеспечивающая такую же высокую производительность труда. И многие наши соотечественники, перебравшиеся туда в поисках, так сказать, лучшей доли, оказываются не в состоянии работать с той производительностью труда, с которой работают местные. Потому что просто не привыкли.
Уровень жизни в разных странах разный. Резко поднять уровень жизни в отрыве от промышленности невозможно. Страна живет в соответствии с уровнем развития экономики. Выше невозможно, если, конечно, это не маленькая Греция, которая назанимала денег и надеется на помощь Евросоюза. Россия – большая страна, и надеяться ей в мире не на кого.
Так что оппозиционерам и тем, кто им сочувствует, я бы настоятельно порекомендовал подумать. Да, власть не безгрешна. Она допустила определенные ошибки, которые сейчас пытается исправить. Но вы знаете, в мире никогда не меняют руководителей, при которых страна устойчиво росла. Вспомните, что было в 2000 году, когда и цена на хлеб имела огромное значение, потому что у людей просто не было денег. А что сейчас? У нас в Челябинске строители не успевают за спросом на новые квартиры. За десять с небольшим лет мы увидели две разные страны. Россия полностью изменилась, показав пример остальным, даже напугав многих. В мире достаточное количество стран, у которых тоже огромное количество нефти, газа, металла. В этом году Америка, например, обойдет нас по добыче нефти. Добываются огромные объемы газа. Как-то принято считать, что США – это высокотехнологичная держава, и на второй план отходит, что Америка – это еще и величайшая сырьевая держава. Металла, золота – всего больше добывает, чем мы. Но у них жизненный уровень не вырос за последние 8-10 лет так, как он вырос в России. Это необходимо признать и сделать выводы.
– Но ведь приводят в пример тот же Китай, который за это время вырос еще больше…
– Да, но Китай пока по многим показателям и близко не приблизился к нашему уровню. Там люди живут в шалашах практически, благо климат позволяет. И до сих пор из миллиарда 350 миллионов китайцев 800 миллионов живут за чертой бедности. Льгот и социальных пособий почти нет. Пенсий, кстати, тоже. То есть у нас, что бы ни говорили, более социально ориентированная экономика и более социально ориентированное государство. И потом, рыночные реформы в Китае начались задолго до того, как к ним приступила наша страна. Россия только при Ельцине стала жить по тем правилам, которые мир, включая Китай, уже отработал. Повторюсь: Китай задолго до России перешел на рыночную систему экономики, сохранив лишь однопартийную систему и номинальное название правящей коммунистической партии. А экономика у них точно такая же рыночная, как у нас. С частной собственностью и так далее.
– И с тем же уровнем коррупции?
– Коррупция существует во всех странах мира. Ее достаточно и в Америке, и в Германии. Вы же помните коррупционные скандалы с «Мерседесом», с «Сименсом» – со многими ведущими корпорациями. Да, конечно, коррупция – это бич, в том числе современного российского общества, и наше общество с этим борется. Это бич вообще рыночной экономики, и надо с ним просто непрерывно бороться. Вот говорят: такой коррупции, как сейчас, не было в 90-х. Да потому что не было вообще правил использования бюджетных средств. Просто брали из бюджета, сколько хотели – и все. Имущество раздавали государственное за три копейки, кому хотели. Просто по дружбе. Это не коррупция? Да это просто ужас. Сейчас расходы бюджета все жестче и жестче. Строже следят все – и правоохранительные органы, и общественность. Вы сами видите: ни одна крупная закупка не обходится без внимания прессы и интернет-сообщества.
– Кстати, считается, что в России стало плохо со свободой слова…
– Мне об этом ничего не говорите. Про меня вон сколько всего пишут. Лично про меня. Я сегодня открыл интернет… Да там не просто критика, там и личные оскорбления. Так что в России полная, безграничная свобода слова. Ну, я отношусь к этому философски. Понимаете, недовольные будут всегда. Вчера они были недовольны одним, завтра – другим. Это нормально. Потому что на разных этапах у людей появляются новые потребности, новые приоритеты. Сейчас недовольны заработной платой, и правильно: мы должны ее постепенно повышать. Мы недовольны уровнем развития экономики, и правильно: экономика должна расти, предприятия должны совершенствоваться. Мы недовольны здравоохранением. Согласен. Сейчас идет большая программа по реформе здравоохранения, очень много аппаратуры поступает. В ближайшие годы наши люди получат более качественное здравоохранение. Я когда пришел в 2005 году в администрацию города, по учебникам лечили! Не по оборудованию, а по учебникам!
Давайте вспомним, что еще было только вчера? Когда Челябинская область летела вниз вместе со страной. Вниз, просто до нищеты, до самоубийства людей от отчаяния. Сколько заводов сдали в металлолом?! Я много езжу по области. Каждый раз я просто с болью в сердце смотрю: ведь если бы этот старый, еще советский, а то и демидовский завод остался сейчас, в рыночных условиях, при грамотном хозяине, при грамотном менеджменте, при замотивированном коллективе… Это какие ж бы деньги были у города, сколько было бы рабочих мест! А многие просто сданы в металлолом. И куда смотрела власть? И почему молчали те, кто критикует все и вся?
Можно критиковать любое общество. И в тех странах, на которые мы сейчас смотрим с завистью, власть критикуют и шельмуют. Ну люди так устроены. Задача власти – улавливать критику и корректировать свою политику в соответствии с запросом общества. Но иногда власть должна проявить и жесткость, чтобы не допустить срыва страны в пике.
– Потому что политическая непредсказуемость в условиях рыночной экономики – это самое страшное…
– Абсолютно точно. Обвал может произойти просто моментальный. Капитал побежит из страны, и ладно бы только ино-странный, побежит и отечественный. Да что капитал?! Побегут люди. Самые квалифицированные, самые инициативные и творческие, которые в современной экономике и притягивают капитал, обеспечивая работой и доходами не только себя, но и других. И что это будет означать для Челябинской области? Вот смотрите. Если рост промышленности в этом году будет на уровне роста 2011 года, то мы гарантированно выполним все свои социальные обязательства. Бюджет будет сбалансирован. При таком росте экономики, который мы прогнозируем, мы продолжим все программы – и повышение заработной платы, которое планируется в будущем, и строительство дорог, и благоустройство, и программа мелких ремонтов, которая называется у нас «Добрые дела». А есть другая альтернатива. Хорошо, если не сорвемся в пике начала 90-х годов или того хуже. Можем ведь повторить 2008 год, когда у нас половина заводов встала. Тоже, знаете, мало приятного.
– Скажите, вы действительно верите, что революции, гражданская война, хаос – это угроза, которая может стать реальностью?
– Скажем так, с уровня губернатора я представляю, как работает вся политическая система, вижу все ее недостатки и плюсы. Сейчас система находится в равновесии. Разбалансировать эту систему можно просто. Очень просто. Двумя-тремя неосторожными действиями. А дальше вступят в силу законы экономики – еще более тонко настроенной системы. Если произойдет дестабилизация в экономике, то сразу упадут налоговые доходы, а упадут налоговые доходы – посыплется все. Невыплата заработной платы, пенсий, пособий, никаких ремонтов и строительства. Сейчас мы как-то подзабыли это, и совсем не хочется это снова вспоминать.

Exit mobile version