Лучший закон

7 февраля исполнилось 20 лет закону «О защите прав потребителей».

По мнению экспертов, этот закон стал одним из лучших на постсоветском пространстве. Рассказывает председатель Объединения защиты прав потребителей Магнитогорска Владимир Зяблицев.
– В Советском Союзе надлежащее действие «Знака качества» обеспечивал госконтроль на фоне общего дефицита товаров. Поэтому смысла в подобном законе не было.
С появлением на рынке частного предпринимательства объединения потребителей на местах инициировали принятие закона, разработчиком которого был Анатолий Собчак, депутат Верховного Совета СССР и первый президент Федерации обществ потребителей СССР. Многие не верили в его эффективность, но и в настоящее время этот закон остается самым правоприменительным.
В Магнитогорске идея формирования общественного движения защиты прав потребителей принадлежит Александру Морозову, занимавшему в то время должность начальника отдела торговли администрации Ленинского района. Конечно, на первом этапе реализации закона отдельные его положения не воспринимались ни потребителями, ни предпринимателями, занимающимися реализацией товаров, услуг. Но за два года сформировалась судебная практика, в качестве оппонентов потребителям и общественным организациям в судебных процессах выступали крупные предприятия, имеющие в штате юристов-профессионалов. Информация о победах над такими «монстрами» дала понимание, что закон действует.
С 2003 года государство в рамках поддержки малого и среднего бизнеса вводит отмену обязательной сертификации, некоторых позиций по лицензированию, упорядочивание проверок государственными структурами предпринимателей и юрлиц. Ведется реструктуризация органов местного самоуправления, и отделы по защите прав потребителей на местах сокращаются.
В настоящее время на защите потребителей стоят Роспотребнадзор и ОЗПП. Полномочия Роспотребнадзора, вынужденного вступать в споры в интересах потребителей, ограничены. Уголовная ответственность за нарушения прав потребителей отменена, а административная несопоставима с выгодой от нарушений. Оставляя право потребителя на судебную защиту, государство при этом должно в полной мере обеспечивать исполнение судебных решений в пользу потребителей. Считаю необходимым законодательно установить справедливые условия типовых договоров на массовые услуги населению. Отсутствие в «отраслевых» законах таких условий дает возможность недобросовестным предпринимателям записывать мелким шрифтом в многостраничных договорах то, что выгодно им, и умалчивать о том, что могло бы защитить потребителя от злоупотреблений. Для этого надо проделать немалую законотворческую работу, вершиной которой могло бы стать создание Этического кодекса бизнесмена Российской Федерации.

Exit mobile version