«Моя гениальность проистекает от ума»

Великий Сальвадор Дали был склонен награждать себя эпитетами в превосходной форме.

Ему принадлежит фраза: «Дали– наркотик, без которого нельзя обходиться». Да, это так. Двадцатый век без этого «короля эпатажа» был бы не таким наполненным, многообразным, шокирующим. Убедиться в этом теперь могут и посетители Магнитогорской картинной галереи. Произошло знаменательное событие: открылась выставка «Шедевры Сальвадора Дали».
Он удивляет, будоражит, завораживает, он философичен, резок, ироничен, глубок и трогателен. А сколько рассказов, баек, ученых трудов, домыслов, исследований и нелепиц нагромождено вокруг его имени! В какой только ипостаси не представал этот гениальный пересмешник, великий художник Испании: как живописец испробовал кубизм, сюрреализм, авангард, он исповедовал теории Фрейда, снимал фильмы, писал сценарии, был скульптором, расписывал керамические тарелки, подарил родному городку Фигейрос уникальный музей, оставил бесценное по своей значимости наследие из многочисленных полотен, скульптур, графических листов, дневниковых записей, книг, фильмов «Андалузский пес» и «Золотой век». Между прочим, это Дали придумал диван в виде губ кинодивы, накладные ногти, пластиковую мебель, этикетку «Чупа-чупс» и силиконовую грудь.
Кое-что из слышанного, виденного нами в обрывках, фрагментах, в мимолетных экскурсионных нашествиях в музеи и памятные места счастливым образом сконцентрировалось в зале нашей картинной галереи. Огромное спасибо главному хранителю Марине Абрамовой, «вытащившей» в Магнитогорск бесценную экспозицию, низкий поклон российскому коллекционеру Александру Шадрину, представившему нам истинные шедевры Дали. Акция беспрецедентная, выставки такого уровня – большая редкость для таких городов, как наш. Другое дело, когда с коллекцией знакомились в «миллионниках» – Екатеринбурге, Казани… В Санкт-Петербурге, например, на открытие пришли мэр города, губернатор области, представители многих ведущих музеев России, генеральный консул Испании. Кстати, рассказывает Александр Иванович Шадрин, тогда (2006 год) испанское посольство помогло связаться с компанией «Гала-Дали» и договориться о покупке отдельных работ. Собранное Шадриным является крупнейшей частной коллекцией произведений Сальвадора Дали в мире. «Я бизнесмен, – говорит он,– занимаюсь инвестициями в произведения искусства, не покупаю коллекции, а собираю по частям то, что мне нравится, что соответствует моим вкусам. Как правило, это именитые авторы, известные работы». Чтобы представить круг интересов Шадрина, могу назвать несколько его коллекций: он знакомил россиян с творчеством Михаила Шемякина, Эрнста Неизвестного, Ильи Кабакова. Представил серию «Шедевры графики ХХ века»: Пикассо, Шагал, Кандинский, Матисс.
В центре магнитогорской выставки коллекционер поместил скульптуру «Улитка и ангел», рассказав при этом занимательную историю. Однажды Дали нужно было доехать на велосипеде из своего имения до почты и обратно. Он заметил на ободе колеса улитку, которая так и совершила с ним необычное для нее путешествие. Это была, наверное, единственная улитка в мире, которой удалось преодолеть немыслимое по их меркам расстояние. Работа философская. Как всё, что выходит из-под рук Мастера: Улитка – это мы с вами, живущие в раковине и не ведающие о мире за ее створками. Нужны крылья, чтобы смело путешествовать, вырваться из раковины своих проблем, мировоззрения, уклада. (На раковине улитки Дали сидит златокрылый ангел).У художника вся его огромная палитра образов насыщена символами, знаками, подтекстом, иносказаниями. Слон – символ богатства, успеха, но Дали изображает его, как правило, на тонких ножках (читай: все в этом мире непрочно). Жираф – символ Испании, родины. И постоянное видение– жираф, объятый огнем– предвидение Гражданской войны. Часы – символ времени. У Дали все часы, которые он нарисовал или создал в скульптурах, имеют гибкие очертания, они стекают, меняют форму, свидетельствуют о разных фазах человеческой жизни. Носорог или Единорог – символ мужского начала, сексапильности. Есть и свойственные только Сальвадору знаковые отметины. Он, например, часто изображал подпорки, что-то наподобие рогатины: это божья помощь, поддержка, опора, в которой нуждается все живое. Или знаменитые ящички, которыми наделены его «Хронос, пожирающий детей», «Антропоморфная Венера», «Женщина в огне» – указание на то, что в каждом из нас много тайн-ящичков.
Трудно назвать особенно яркую работу, «изюминку» коллекции. Может, это скульптура «Космическая Венера» – женская фигура, разделенная по горизонтали на две половины, воплотившая в себе красоту плоти, быстротекущее Время, половинчатость, недолговечность красоты. Здесь же Яйцо – символ надежды и новой жизни. Но можно разглядеть и маленьких муравьев: человек непостоянен и смертен.
Может быть, это серия литографий «Человеческие пороки» – с содроганием и душевным беспокойством всматриваешься в представленные здесь «Блуд» (в персонаже угадывается портрет Дали: начинать надо с себя), «Чревоугодие», «Жадность», «Гордыня», «Убийство». Впечатляет маленькая бронзовая фигурка «Почтение сэру Исааку Ньютону»: закон всемирного тяготения предстал в виде нити с отвесом, которую держит человеческая рука. Есть очертания тела, но нет лица, ученый лишен сердца, мозга, внутренностей: все отдано человечеству. Как истинный поклонник Зигмунда Фрейда и основатель сюрреалистических представлений о происходящем в мире, Сальвадор Дали создает огромное количество произведений с особым подтекстом, своим видением всего сущего. У него на керамических тарелках расширяющаяся Вселенная как предвидение космической эры, женщина без головы и рук, поднимающаяся по улитке успеха, галлюциногенные грибы, автопортрет в шлеме с лебедем и загорающимися лампочками в ангелах по бокам, у него великая, вечная и единственная Гала, присутствующая прямо или косвенно почти во всех работах. Любимая женщина, модель, муза, жена, ангел и дьявол всей его жизни, о которой он сказал: «Без Гала я никто».
Сальвадор Дали жил и умер согласно провозглашенному им некогда тезису: «Повседневная жизнь гения, его сон и пищеварение, его экстазы, ногти и простуды, его жизнь и смерть в корне отличаются от всего, что происходит с остальной частью рода человеческого».

Exit mobile version