В газете «Коммерсант» вышла статья Владимира Путина о дальнейшем развитии демократии в нашей стране. Не просто вышла – она стала ответом на вопросы многих тысяч людей. Тех, которые выходили на митинги, спорили в Интернете, в СМИ, задумывались о «политическом обновлении без революций» и новом качестве государственной власти.
Получили – распишитесь
У нас любят жаловаться, что власть людей не слышит, что она не знает наших насущных проблем. Есть в этом определенное лукавст-во. С одной стороны, мы сами недостаточно активны, и лишь последние зимние митинги изменили этот настрой. С другой – институты власти уже не отвечают нашим требованиям и нуждаются в переменах.
«Владимир Путин услышал народ». Именно в таком ракурсе эксперты комментируют предложения премьер-министра. Он пошел на то, чтобы упростить порядок регистрации политических партий и кандидатов, снизить процентные барьеры и количество подписей. Это обновит и саму партийную систему, и лидеров, которые в ней чересчур засиделись.
«Мы возвращаемся к прямым выборам губернаторов, – пишет автор статьи. – При этом за президентом страны останутся инструменты контроля, в том числе право отстранения от должности губернатора». Тоже верно: самостоятельность регионов не должна идти вразрез с общим управлением государством. Поддержку премьера получила и «оппозиционная идея», что назначать председателя и аудиторов Счетной палаты будет не президент, а Госдума – с учетом интересов всех партий. Пусть считают «не за власть», а как оно есть на самом деле.
От КТОСов до Думы
О таком наборе инструментов «прямой демократии», который предлагает Владимир Путин, оппозиция даже не предполагала. Впервые качество управления государством напрямую связано с активностью граждан. «Демократия заключается в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений». Непрерывно, а не от выборов к выборам. Непрерывно – значит, ежедневно и всем миром. Это главный нерв всей путинской статьи.
Люди могут и должны обсуждать принимаемые документы, «тестировать» решения или законодательные акты. Причем на любом уровне: от муниципалитетов до Госдумы. Это сложно, особенно если вспомнить, с какой неохотой мы, к примеру, ходим на собрания жильцов, чтобы принять общее решение по своему же дому.
«Лень на ремень» – это принципиальное условие прямой демократии. Хочешь что-нибудь изменить в стране, городе, дворе – меняй. Для этого есть разные возможности. В отраслях, например, в строительстве жилья, расширятся полномочия саморегулирующих организаций. С них и будут спрашивать за качество. Нам также дается, как в Великобритании, возможность выходить с инициативами в парламент. Для этого нужно, чтобы предложение собрало 100 тысяч подписей в Интернете. Кстати, не придется и спорить в одиночку с каким-нибудь крупным чиновником или госструктурой. Путин предлагает дать общественным организациям право подавать судебные иски в защиту интересов своих участников.
От людей не спрячешься
«Демократия большого государства складывается из «демократии малых пространств». С этой мыслью не поспоришь. В Челябинской области в прошлом году немалое число южноуральцев активно включилось в обсуждение программы добрых дел – принимали реальные решения по конкретной территории. Возникло искреннее и нужное сегодня чувство, что мы вместе верстаем «народный бюджет». «Обратная связь» получилась интересной, полезной и масштабной. Естественно, были «накладки», споры; были и те, кто напортачил, исполняя то или иное решение.
На местах это всегда заметно. По мысли Владимира Путина, именно здесь нужно максимально использовать механизмы прямой демократии – от сельского схода до всенародного референдума. Люди в состоянии оценить работу не только муниципального главы, но и ключевых чиновников – от здравоохранения, образования, полиции до сферы ЖКХ и потребительского рынка. Автором предполагается, что даже интернет-голосование (адресное, а не анонимное) способно стать аргументом в кадровых назначениях. Не справляешься, люди не доверяют – свободен. Попался на махинациях – неси ответственность.
Несбыточными эти предложения не кажутся. К тому же на местах многое сделано, чтобы люди могли участвовать в такой оценке. Открыта информация о деятельности органов власти, госзакупках, услугах. Будет развиваться институт уполномоченных по правам человека. Все это дает уверенность, что шаг за шагом изменится наше «качество политического участия», приобретется опыт гражданского самоуправления и контроля.