Диалог с прошлым о будущем

В Магнитогорске завершились очередные российские педагогические Ассамблеи искусств.

Они проходили в 16-й раз, включали в себя выступления, публикации, широкую полемику по вопросам искусства, науки и художественного образования. На этот раз обсуждалась знаковая тема: «Отечественная музыкальная культура: национальный феномен».
Насколько важен этот пласт художественного образования, можно представить по количеству собравшихся в Магнитогорске педагогов, музыкантов, искусствоведов из городов Урала, Сибири, Москвы, Санкт-Петербурга, а также по числу и разнообразной палитре докладов и сообщений, прозвучавших в течение трех дней с трибуны большого зала государственной консерватории имени М. Глинки, в вузовских аудиториях. Их было около 70-ти, причем основную часть докладов составляли труды магнитогорцев, что говорит о серьезной подготовке, профессионализме и большом интересе к поднятой теме с нашей стороны.
Отечественная культура обогащается, опираясь на достижения предшественников, черпая богатство и своеобразие из прошлых веков. Именно этот тезис развивали в своих докладах выступавшие, раскрывая национальные особенности фортепианного, струнно-смычкового, вокального, хорового, эстрадного искусства, говоря о синтезе наук и искусств в отечественной музыкальной культуре. Конечно, многое в докладах и сообщениях относится к профессиональной, порой узко специальной разработке темы национального феномена, но все они так или иначе затрагивали проблемы становления русской композиторской школы, подготовки специалистов, воспитания детей музыкой, совершенствования исполнительского мастерства, освещения творчества различных композиторов,.
Интересны были, например, доклад «Музыкальная подготовка учителей на Урале в конце ХIХ-начале ХХ века», прочитанный доктором педагогических наук, профессором Уральской государственной консерватории им. М. Мусоргского С. Е. Беляевым, «Проблемы становления русской композиторской школы» (доктор искусствоведения, профессор Магнитогорской консерватории С.А. Закржевская), «Поэзия Серебряного века в творчестве композиторов-современников», сделанный кандидатом искусствоведения, профессором нашей консерватории Г.Ф. Глазуновой, «Соборность: проблема взаимодействия и синтеза культур», прочитанный кандидатом искусствоведения, доцентом МГТУ Е.Н Курбан. В этом ряду и доклад доктора искусствоведения, профессора Магнитогорской консерватории Н.И. Мельниковой «Чудо возникновения русской фортепианной школы», «Песенно– хоровое творчество Рафаила Бакирова», представленное преподавателем музыкальной школы-лицея МГК С.С. Малюковой, доклад кандидата искусствоведения, профессора МГК, заслуженного артиста России В.С. Васькевича «Культура общения как главный компонент профессионального мастерства отечественного дирижера– педагога» и ряд других докладов.
Венцом же этого большого и нужного профессионального совета музыкантов, искусствоведов и педагогов стало участие члена Союза композиторов России, заслуженного деятеля искусств РФ, академика Российской академии гуманитарных наук, доктора искусствоведения, профессора Гаккеля. Надо сразу заметить, что Леонид Евгеньевич очень редко покидает Санкт-Петербург, объем деятельности в стенах родной консерватории, которой отдано 50 лет подвижнического служения, а также возраст не способствуют путешествиям по просторам России. Но к нам он приезжает во второй раз, утверждая при этом, что здесь хорошая консерватория, профессиональные педагоги, очень теплая атмосфера и особенная аура, исходящая от города и его жителей. Специально для этих Ассамблей доктор Гаккель приготовил серию из трех обстоятельных докладов, связанных единой темой: в 2012 году Санкт-петербургская государственная консерватория будет отмечать свое 150– летие. «Это повод, – сказал Леонид Евгеньевич, – чтобы вспомнить об истоках русской музыкальной культуры, о родоначальниках и корифеях, навечно вписавших свои имена в историю отечественной культуры». Разговор о прошлом выходил за рамки просто перечисления имен и событий полуторавековой давности и деятельности тех, с кем связано становление русской пианистической школы, композиторства, музыковедения. В своих беседах с залом профессор доказывал на примерах, что прошлое не равно прошедшему, память освобождается, выходит из забвения и остается с человечеством. Происходит то, что Леонид Евгеньевич обозначил термином «nostos algos» – воспоминание как боль. Начиная от основателя консерватории Антона Рубинштейна, осуществившего прорыв в Европу, и до наших дней – это всегда диалог с прошлым, воскрешение лучшего, что было в нем. Здесь работали и учились блистательные русские музыканты, создавшие славу русской музыке, исполнительскому искусству. Прокофьев, Софроницкий, Римский-Корсаков, Гаук, Мравинский, Шостакович – перечислить всех невозможно; их стезя – это подвиг, долг, учительство. «К примеру, – рассказывал профессор Гаккель, – 12 концертов, исполненных Александром Софроницким в 1937 году, – это подвиг. Потому что, как писала о том времени Анна Ахматова, «стояла ночь, которая не ведает рассвета». Или занятия, проводимые дирижером Мравинским, композитором Шостаковичем, виолончелистом Мстиславом Ростроповичем: это было что-то немыслимое. «Мы приходили в 23-й класс на третьем этаже консерватории к Ростроповичу – и были потрясающей силы уроки, на которые мог прийти любой. У каждого музыканта свой ток крови, он преподносит прошлое, а прошедшее отсекает». Рассуждая о сегодняшнем положении дел в музыке, Леонид Евгеньевич спрашивает сам себя: «Что сегодня чувствует старый консерваторский профессор? Я чувствую, что наша собственная нравственная безопасность, существование под вопросом. Как мы можем передать свой опыт, если нам невмоготу в этом перегретом воздухе массовой культуры! Выход: оглядываться на прошлое, искать возможность выбора».
Заканчивая свой блистательный экскурс в прошлое и прошедшее, Леонид Евгеньевич Гаккель напутствовал зал известной фразой Марины Цветаевой: «Чем рассказывать, что хотел дать я, лучше покажи, что сумел взять ты». Наверняка все участники Ассамблей 2010 года взяли немало нового, интересного и поучительного из того, что было вынесено на большой философско-искусствоведческий и педагогический совет в Магнитогорске.

Exit mobile version