Учить и учиться по-новому

Реформы в образовании, которые проводятся в последние годы, вызывают у педагогов и родителей самые противоречивые чувства.

Уже не один год обсуждается и новый закон об образовании. И вот, кажется, эти обсуждения приходят к концу. В Министерстве образования и науки подготовлен обновленный проект закона «Об образовании», который должен быть принят уже весной. Он стал вторым в российской практике документом, который вынесли на общественное обсуждение, первым был закон «О полиции». Законопроект заменит два базовых закона – «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятые в 1992 и 1996 годах соответственно. Он будет содержать нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное – начальное, среднее, высшее и дополнительное.
Так что же нового в новом Законе об образовании? Начнем с того, что закон окончательно уничтожает понятие «образовательное учреждение». Теперь все должны стать «образовательными организациями» – формой некоммерческой организации (автономной или учреждения).
Большой раздел закона – о правах и обязанностях всех участников образовательного процесса. Вовлечены даже родители, которые отныне «являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Вот только не ясно, какая ответст-венность ждет нерадивых папаш и мамаш, воспитывающих своих чад вопреки новым нормам. Из рук родителей ребенок затем передается профессионалам, у которых есть свободы преподавания, исследований и гарантия от вмешательства в профессиональную деятельность. И в то же время новый проект закона «Об образовании» запрещает учителям заниматься репетиторством с учениками своей школы.
Дошкольное образование по новому проекту становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными стандартами. При этом в проекте закона отделены друг от друга дошкольное образование и уход за детьми. А школам, которые предлагают образовательные программы для детсадовцев, запрещается включать в свои расходы средства на присмотр и уход за детьми.
В новом варианте проекта закона много внимания уделено социальной поддержке обучающихся. Предусматривается по-этапное повышение стипендий, которые должны быть привязаны к минимальному размеру оплаты труда. Размер стипендии в вузе не может быть меньше половины «минималки», а аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам гарантируется стипендия в размере МРОТ. Тем, кто получает среднее профессиональное образование, предполагается стипендия в размере одной трети минимального размера оплаты труда, независимо от успехов в учебе. Вырастет и социальная стипендия. Проект ограничивает ее минимум – не меньше полуторного размера обычной стипендии. Таким образом, студент вуза, который имеет право на обе стипендии, будет получать не менее шести тысяч рублей, а аспирант – не менее двенадцати тысяч.
Зарплата педагога будет зависеть от его квалификации, результативности, а также почетных званий, государственных и ведомственных наград. Она не может быть ниже средней по экономике региона. Молодые специалисты могут рассчитывать на особое внимание и денежное вознаграждение.
Сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования, которое заложено в законе, предполагает, что за все излишки образования, сверх госстандарта, можно попросить дополнительную плату.

Exit mobile version