Хочу учиться

Насколько мы доверяем «образовательному драйву» молодежи?

В недавней статье Владимира Путина в «Известиях» есть один особенный пункт. В нем не сразу разберешься, но вокруг него уже спорят до хрипоты. «Мы должны научиться использовать «образовательный драйв» молодого поколения, – говорит премьер. – Это основной вызов России…»
Вот этот самый «образовательный драйв» и вызвал бурю эмоций. Неужели наши дети хотят учиться, разве они стремятся к чему-нибудь? Где былое величие системы образования, куда мы придем с нынешним качеством обучения?
Это лишь те вопросы, что лежат на поверхности. Тем не менее Владимир Путин уверен, что высокий уровень образования – главная надежда России. И приводит пример: «Среди наших граждан в возрасте 25–35 лет высшее образование имеют 57 процентов – так же, как в Японии, Южной Корее и Канаде». У нас вузовский диплом стремятся получить четверо из пяти юношей и девушек. И это при всех проблемах системы образования и последующего трудоустройства!
«Образовательный драйв» у молодежи в крови, он заложен от природы. Другой разговор, что эта познавательная энергия распыляется или, по словам Путина, «подстраивается под существующую структуру экономики и рынка труда». Родители зачастую навязывают детям профессию по своему усмотрению – то, что выгодно сейчас; телевидение внушает то, что модно сейчас. В итоге выбор делается лишь сегодняшним днем и через несколько лет теряет свою актуальность.
К слову, весной 2011 года эту тему поднял и губернатор Челябинской области Михаил Юревич. «Наши образовательные учреждения за последние годы резко увеличили количество студентов по невостребованным специальностям. Такая штамповка кадров очень вредна – это и обманутые ожидания, и впустую потраченные деньги. Хотелось бы выработать общую систему госзаказа на образование».
В том, что подобный заказ станет неизбежным, сомнений мало. Поэтому и премьер говорит в статье, что у нас меняется «образовательная реальность». И напоминает, что «более образованные люди – это большая продолжительность жизни, это меньший уровень преступности, асоциального поведения, более рациональный выбор».
Мы же пока по-прежнему живем вслед стереотипу: «спрос рождает предложение», желаем найти для своего ребенка «непыльную профессию» и тем самым создаем спрос. Стоит ли удивляться, что нам готовы предоставить все «радости», но за деньги?
Владимир Путин впервые возвращает такую позицию с головы на ноги. Для молодого поколения нужно новое предложение, которое создаст новый спрос. Появятся умные и высокооплачиваемые рабочие места – за пультом металлургического стана, за многофункциональными центрами, новой технологичной аппаратурой и т.д. – и они обязательно найдут своего работника. В среднесрочной перспективе в России планируется создать 25 миллионов таких рабочих мест, которые изменят и нынешнюю «образовательную карту».
В этой принципиальной идее – перспектива «образовательного драйва» молодого поколения, возможность новых знаний и навыков. Что же касается «умения ругать всех и вся» – стоит ли получать для этого высшее образование?

Exit mobile version