В картинах – дух армении

По одной из легенд Кавказ охраняют три царя-великана: Эльбрус, Казбек и священная гора Арарат. Армяне во все времена считали эту одну из самых на Земле удивительных гор величайшим символом своей страны.

И турки, и армяне считают ее своей. Именно из-за этого территориального спора армянский художник Оганнес Рафаелович Агабанян попал в 80-е годы в политзаключенные, отсидел четыре года, но своих взглядов на Арарат не поменял. Хотя, как сказал он при нашей беседе, отражать в своих картинах насилие и военные конфликты не любит. Может быть, именно потому, что был их непосредственным свидетелем.
Около 80 ярких, горящих красками южной природы живописных произведений представил на своей персональной выставке, посвященной 20-летию независимой Армении и образованию СНГ, Оганнес Агабанян. И все они пропитаны духом этой страны камней и абрикосов, ее величавыми горами и селениями, чистотой и прозрачностью высокогорного воздуха, красотой необычной для нас природы. Напротив входа на второй этаж картинной галереи взору открывается полотно «Хор-Вирап». «И уж совсем фантастическое зрелище гарантировано у монастыря Хор-Вирап, который расположен возле самой границы с Турцией, то есть очень близко к Арарату, – читаю я в одном из путеводителей по Армении. – Этот монастырь связан с именем католикоса Григория Просветителя, усилиями которого Армения приняла христианство в 301 г.»
«Армения – земля храмов, – говорит Оганнес Агабанян. – Это наш дух и вера». Поскольку сам он по-русски изъясняется неважно, понять друг друга нам помогают его друзья из союза армян Магнитогорска. Именно эта общественная организация пригласила талантливого земляка сделать выставку в городе металлургов. Оганнес говорит о тесных узах, связывающих Россию и Армению. Не только красоту своей земли замечает художник. В экспозиции много работ, посвященных плодородной земле Кубани. Вот озеро, в котором отражается золото осенних деревьев, а вот уже первая зелень, буйно нарастающая яркими красками. Еще один любимый художником жанр – натюрморт. Главный «герой» здесь – букет цветов: белые и красные розы, фиолетовая сирень, круглоголовые астры.
«Картины экспрессиональны, чувствуются поток сознания и динамичная красота, все они сформированы в том или ином настроении автора, имеют этюдный характер и отражают национальный колорит», – отзывается об увиденной экспозиции главный художник города Александр Мельников. На открытии выставки кроме его коллег по цеху побывали представители городского управления культуры, Дома дружбы народов, союза армян Магнитогорска, краеведческого музея. Все они стали участниками настоящего праздника искусств, организованного с помощью танцевальных коллективов Магнитогорска и Челябинска.

Заснеженная громада горы поистине нависает над армянской столицей. Кажется – вот он, Арарат, только руку протянуть… Величественное зрелище, особенно в ясное безоблачное утро. Еще более изумительный вид открывается через «Арку Чаренца» (архитектор – Рафаэл Исраэлян), по дороге к вырубленному в скале монастырю Гегард, известному с V века. И уж совсем фантастическое зрелище гарантировано у монастыря Хор-Вирап, который расположен возле самой границы с Турцией, то есть очень близко к Арарату. Этот монастырь связан с именем католикоса Григория Просветителя, усилиями которого Армения приняла христианство в 301 г. Будете в Армении – непременно побывайте в этих краях.

Многие стремились взойти на вершину Большого Арарата. По российским (точнее, еще советским) источникам, первым такое восхождение совершил в 1829 году русский естествоиспытатель и медик Фридрих-Иоганн Паррот. Тогда он возглавлял кафедру физики в Дерптском (ныне – Тарту) университете; на вершину он поднялся вместе с четырьмя студентами того же университета, одним из которых стал будущий классик армянской литературы Хачатур Абовян. В 1845 г. на вершину Большого Арарата поднялся известный русский геолог Г.Абих, а в 1880 г. – генерал Ходьзко, который руководил так называемой кавказской триангуляцией (так именуется один из методов геодезической съемки, применяемой при топографических работах). В дальнейшем Арарат посещался неоднократно. На его вершине побывали представители нескольких стран. В том числе и из Армении. В их числе оказался президент Американского университета Армении, уроженец Бейрута Арутюн Арменян. «Эта гора – наше прошлое, в ней сконцентрирована скорбь веков, – говорит он. – И это – не просто географическая точка. Мы поднялись к символу».

По одной из легенд, от сотворения мира Кавказ охраняют три царя-великана: Эльбрус, Казбек и священная гора Арарат. Армяне во все времена считали эту одну из самых удивительных, мистических и могущественных гор на Земле величайшим символом своей страны. Арарат был изображен на гербе Армянской ССР. Говорят, в свое время турецкая сторона будто бы выразила протест по этому поводу: почему, мол, Армения поместила на свой герб гору, которая ей не принадлежит? Ответ, данный, по той же версии, наркомом иностранных дел Чичериным, был таков: «А почему на флаге Турции помещен полумесяц? Луна ведь ей тоже не принадлежит». Независимая республика Армения отказалась от советской геральдики, но Арарат сохранила. Причем он уже дополнен Ноевым ковчегом.

Exit mobile version