Цветы, дарующие здоровье

В реабилитационном центре лечат цветами

Орхидеи, маранты, бегонии, фикусы и фиалки. И еще множество растений, которые живут в социально-реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, не просто дарят красоту и создают уют, они выполняют роль докторов.
Гарденотерапия – это особое и сегодня очень популярное направление психосоциальной, педагогической и профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с декоративными растениями. Проще говоря, это благотворное воздействие на разум, тело и душу ребенка во время ухода за комнатными цветами.
– Многие называют это агротерапией, но мне больше нравится слово гарденотерапия – то есть лечение растениями, – говорит директор центра Наталья Коткина.
Это была именно ее идея – создать комнату, где дети могли бы не только получить знания о растениях со всего мира, но и самим за ними ухаживать: поливать, рыхлить, сажать. Наталья Ивановна рассказывает, что вдохновил на создание собственного зимнего сада визит в подобный центр реабилитации детей в Белорецке. Там в холле стояли на полу три фиалки, и сотрудники с гордостью называли этот уголок гарденотерапией. Приехав в Магнитку, Коткина сразу же задумала создание настоящей гардено-комнаты в своем центре. Задача была – сделать уголок красоты, где бы круглый год было лето.
И вот уже четыре года такой зеленый сад существует в центре. Сегодня в коллекции 130 растений 70 видов. Они разделены по типам: кактусы и суккуленты, декоративно-лиственные и цветущие. Кстати, самый первый кружок, который был организован в центре, был именно по уходу за растениями. Старожилы здесь диффенбахия, фикусы и сциндаптус. Особая гордость – антуриум, который цветет все время. Афеляндра всегда радует глаз если не цветами, то своей красивой зеленью. Хозяйка всего этого растительного царства – педагог дополнительного образования Зинаида Михайловна Краснослободцева. Ну и, конечно, главные ее помощники – дети. У каждого вновь прибывшего в центр ребенка есть свой маленький цветочек, который он посадил и заботливо опекает каждый день.
Уроки знакомства с растениями для ребятишек здесь проходят очень интересно. Дети не только поливают и опрыскивают цветы, но и учат их названия. Сложные латинские термины им, конечно, трудно запомнить. А вот народные, работающие на ассоциациях, дети с удовольствием повторяют – «декабрист», «денежное дерево», «бабочка»… Всегда с удовольствием ребята играют – вот «бабочка» бордового цвета, «А вы найдите такую же, но зеленую», – дает задание Зинаида Михайловна. Засохшие веточки, листочки не выбрасываются. Они заботливо сушатся педагогом, а потом вместе с детьми из них создаются настоящие картины, делаются аппликации с использованием круп и макаронных изделий, вазы, поделки. В общем, во время таких занятий развивается не только фантазия, но и мелкая моторика рук.
Настя и Карина встречали нас в гардено-комнате в качест-ве хозяек. Они здесь завсегдатаи, и у каждой есть любимый цветок. Но любимцем обеих оказался простой зеленый хлорофитум. «Потому что у него длинные красивые листики, а еще в цветке живет мышка, и мы за ней ухаживаем», – говорят юные цветочницы.
Надо сказать, что родители детей нередко вдохновляются идеей гарденотерапии и начинают дома тоже разводить растения и привлекать детей к заботе о них. После ребятишки с восторгам рассказывают сотрудникам центра о том, как они «с мамой посадили такой красивый цветочек!»
Пока еще комната гарденотерапии находится в стадии развития. Ее дизайн и заполнение не закончены, что заставляет придумывать новые экспозиции, искать по знакомым или в магазинах интересные виды растений. В планах директора организовать цветочное пространство так, чтобы было можно создать живую карту мира – организовать уголки с цветами по климатическим зонам или по странам и континентам. Добавить в приятную тишину, разбавленную лишь шелестом увлажнителя воздуха, щебет птичек, поставить аквариум, завести черепашек. В общем, создать настоящий живой оазис.
Что интересно, в этом оазисе природы оздоравливаются не только дети. Сотрудники и родители несут сюда, к Зинаиде Михайловне, свои больные растения, где забота педагога да легкие ручки ребятишек их выхаживают. И за все время существования кружка ни одного хилого цветочка не погибло. Дети не только с удовольствием ухаживают за больными, но и делают композиции из кактусов и суккулентов. Пусть в этом у них еще мало опыта, но зато есть куда развиваться фантазии.
– Мы бы хотели побольше цветущих растений, – говорит Зинаида Михайловна, – чтобы было много ярких пятен среди пышной зелени.
Поэтому, дорогие читатели, если у вас есть лишний здоровый и красивый экземпляр какого-нибудь цветка, подарите его центру. Ему будут очень рады.

Exit mobile version