«Ребёнок в зеркале чтения»

В Магнитогорске прошла областная научно-практическая конференция детских библиотекарей, организованная при поддержке министерства культуры Челябинской области, Челябинской областной детской библиотеки им.В.Маяковского и Централизованной библиотечной системы нашего города.

Названная «Ребенок в зеркале чтения», она явилась своеобразным продолжением обсуждения тех вопросов, которые были поставлены в ходе недавнего посещения нашего города делегацией Российского фонда культуры во главе с Юлией Валерьевной Субботиной-Михалковой: что читают наши дети? что нужно сделать, чтобы повысить их интерес к книге?
С приветственным словом к собравшимся представителям одиннадцати территорий области обратились заместитель главы города Ирина Михайленко и заместитель министра культуры Челябинской области Ирина Диская.
Нечитающая нация не имеет перспектив – это уже поняли ведущие страны мира, где вопросами детского чтения занимаются на уровне правительств. Об этом говорилось и в докладе заместителя директора МУК «ЦДБС» Надежды Мительман.
Особая работа ведется там, где понимают необходимость воспитания детей в духе нравственных идеалов, способными отличить, что такое хорошо и что такое плохо, любить и своих близких, и родную страну. В числе таких активных территорий можно назвать нашу область и наш город. Татьяна Насонова, заместитель директора по научной работе МУК «ЦДБС» по Магнитогорску, в частности, рассказала, что централизованная детская библиотечная система нашего города использует в своей работе 582 тысячи печатных, аудиовизуальных, электронных изданий. Только в 2011 году было реализовано и реализуется 12 библиотечных программ и проектов, в том числе «Книга от А до Я» по работе Детского литературного издательского центра на базе детской библиотеки № 4, программа летнего чтения «Большое летнее путешествие», уникальный проект «Гигант, позволь тебя воспеть» на базе детской библиотеки № 6, предусматривающий помощь в выборе рабочих профессий, востребованных на Магнитогорском металлургическом комбинате.
В сентябре в Центральной дет-ской библиотеке им. Н. Г. Кондратковской начала работу «Школа радостного чтения», в рамках которой проводятся громкие чтения, уроки этики, обсуждения книг, ставятся спектакли по прочитанным книгам. В детской библиотечной системе города каждый год проходит около двух тысяч массовых мероприятий по продвижению книги. Почти все они сопровождаются компьютерными презентациями – электронно-иллюстрированными приложениями. Ежегодно библиографическим отделом издается от 30 до 80 рекомендательных библиографических пособий – это списки литературы, дайджесты, закладки-буклеты. Магнитогорские библиотекари приглашают известных российских писателей, медийных лиц, проводят нестандартные акции, чтобы привлечь в библиотеку детей и родителей. Встречи с писателями Дмитрием Емцом, Николаем Вороновым, поэтессой Ниной Ягодинцевой стали яркими событиями в культурной жизни Магнитогорска и собрали многочисленную аудиторию.
Важный вопрос – какие книги рекомендовать для детского чтения? Ясность в эту тему внес Анатолий Александрович Торшин, кандидат филологических наук, профессор кафедры современной русской литературы МаГУ. На смену социально ориентированной детской литературе 50-60-х годов, нравственно ориентированной 70-80-х годов в век телевидения и компьютерных игр пришли книги с явным усилением элементов развлекательности. Очень популярны среди детей циклы «Мутантики» и «Таня Гроттер» Дмитрия Емца – в принципе, это удачная замена тому же «Гарри Поттеру». Глубоко проникает в детскую психологию Тамара Крюкова со своими книгами «Телепат», «Костя и Ника», «Заклятие гномов», «Кубок чудотворца».
Интересные данные привела Марина Тарабухина, методист МУ «ЦДБС» Магнитогорска. Ею было опрошено 270 юных читателей в возрасте от 9 до 14 лет. 70 процентов опрошенных детей любят читать, половина берут в руки книги, когда что-то нужно узнать, выяснить, 28 процентов – каждую неделю, 7 процентов – каждый день. 67 процентов предпочитают приключения, 59 процентов – фантастику, 39 процентов – мистику, 37 процентов – фэнтези, 23 процента – сказки, о любви читают 28 процентов опрошенных детей. 44 процента из них читают электронные книги и пользуются Интернетом, 39 процентов – аудиокниги. Шкала ценностей у читателей муниципальных и школьных библиотек совпадает. У детей заложено понимание, что такое хорошо и что такое плохо. Они единодушно хотят быть добрыми, умными, успешными. Главное – нам, взрослым, их не испортить, – подытожила Марина Александровна.
По итогам конференции были выработаны рекомендации, составлен сборник статей «Ребенок в зеркале статистики», которыми теперь могут воспользоваться все сотрудники детских библиотек области. В первую очередь библиотекарь должен знать, к чьим советам прислушиваются юные читатели при выборе книги, из чего при обилии в книжных магазинах приключенческой литературы необходимо формировать свой библиотечный фонд. Ведь умные книги учат быть умными, добрые – добрыми, и наоборот.
«Повышение интереса к чтению становится без преувеличения общенациональной задачей», – сказал на седьмом съезде Российского книжного союза 28 сентября этого года председатель правительства РФ Владимир Путин. Кому, как не библиотекарям и заинтересованным в будущем своих детей мамам и папам, включаться в осуществление этой задачи.

Exit mobile version