Энергия огня и металла

Илья Гаврилович Тихомиров, второй главный энергетик ММК, был личностью уникальной.

Еще в 1910 году, прервав по семейным обстоятельствам учебу в Высшем московском техническом училище, которое ныне носит имя Николая Баумана, он спроектировал и построил тепловую электростанцию на фабрике в Серпухове. За три года до приезда на Магнитку в 1928 году Илья Гаврилович экстерном закончил институт народного хозяйства имени Плеханова, рассчитал, спроектировал, построил линию электропередач собственной конструкции протяженностью 350 километров. В этом же году был полтора месяца в служебной командировке в Германии и Франции. Через два года после получения диплома инженера-электрика Илья Гаврилович привлекался ОГПУ по «Делу промпартии» и даже был арестован. В 1931 году после освобождения приказом
№ 359 по государственному энергостроительному тресту назначен инженером по монтажу воздуходувной станции Магнитогорска.
Он приехал в самый разгар электромонтажных работ на распределительном устройстве центральной электростанции. Полным ходом велось возведение первой домны и турбин паровоздуходувной электростанции. После пуска домны 1 февраля 1932 года (а значит, и пуска первого агрегата воздуходувки)
И. Г. Тихомирова назначили заместителем главного энергетика комбината. В конце 1932 года начальник строительства – директор комбината Гугель «повысил» Илью Гавриловича, назначив главным энергетиком ММК. Самоотверженно и с большой самоотдачей Тихомиров отработал на Магнитке до июня 1939-го и был откомандирован в распоряжение наркома черной металлургии страны.
Какие задачи выполнял второй главный энергетик комбината? Не претендуя даже на частичный обзор его деятельности на Магнитке (так как в литературе той поры уделяется гораздо меньше внимания пусковым объектам энергетики, чем объектам металлургическим), скажем, что в 1939 году продукция металлургического комбината впервые демонстрировалась на международной выставке в Нью-Йорке. Удельный вес основной продукции ММК в общем производстве металла в СССР составил по чугуну 11 процентов, по стали 8 процентов, по прокату около 9 процентов.
В 1934 году в журнале «Магнитострой. Строительство и эксплуатация Магнитогорского металлургического комбината имени товарища Сталина» говорится: «ММК, являющийся реализацией новейших достижений науки и техники в разных областях горного, химического и металлургического производств, в заметной степени отличается от других, родственных с ним предприятий своей энерговооруженностью при полной завершенности комбината. Эта энерговооруженность должна дойти в среднем до 40 квт на одного рабочего, при вооруженности американского металлурга в 1932 году 19-23 квт».
В 1937 году в брошюре, посвященной пятилетию ММК, отмечалось, что после ввода в строй второй очереди комбината (десяти агломашин с годовой производительностью
5 млн. тонн агломерата, 16-ти коксовых батарей, восьми домен с годовым объемом выпуска чугуна 4300 тысяч тонн, 29 мартеновских печей, выдающих 4770 тысяч тонн стальных слитков в год, из которых будет изготавливаться 3690 тысяч тонн проката) «мощность центральной электростанции будет доведена до 223 квт. Металлургический комбинат, где все процессы труда исключительно механизированы, будет потреблять основную массу электроэнергии. Энерговооруженность на одного производственного рабочего достигнет 14,5 квт».
С именем Тихомирова связаны такие объекты энергетики ММК, как первый блок ПВЭС, «Мартеновская» и «Тяговая» подстанции, ЛЭП 110 кВ, связавшая Магнитку и Златоуст, созданная в составе цеха сетей и подстанций центральная электротехническая лаборатория.
Как сказано выше, магнитогорская глава в судьбе И. Г. Тихомирова завершилась в июне 1939 года.

Exit mobile version