Мозаика памяти

29 октября в Центральной библиотеке состоялась презентация «Книги памяти-2 жертв политических репрессий» в городе Магнитогорске и прилегающих сельских районах (Агаповский, Брединский, Варненский, Верхнеуральский, Кизильский, Карталинский, Нагайбакский, Чесменский). 1929 – 1953 гг.».

На встрече, состоявшейся накануне дня памяти жертв политических репрессий, собрались люди, объединенные одной болью. Их родственников, близких когда-то обвинили в политической неблагонадежности, признали контрреволюционными и социально опасными «элементами» и вынесли приговор. В семьях долгое время ничего не знали об их судьбах.
– Вспомнить всех поименно – именно эту задачу поставил перед собой автор, подготовивший к изданию уже второй том «Книги памяти», – рассказала научный сотрудник лаборатории народной культуры МаГУ Ирина Филиппова. – В книге обобщены сведения о политических заключенных города и прилегающих сельских районов. Несомненным достоинством работы является источниковедческая база исследования, которую составили архивные материалы, личные документы, воспоминания. Справочная информация приводится в алфавитном порядке, что помогает читателю работать с книгой. Двухтомное издание позволяет восстановить пробелы семейной истории, дописать родословные.
Судьбы миллионов людей сломаны, искорежены репрессиями. Н.Арзамасцева (1927 год рождения) в своей памяти сохранила немало эпизодов, характеризующих отношение к семьям репрессированных. «Нам, детям, было определено название «троцкистские отпрыски», в школьные организации (октябрята, пионеры) не принимали. После ареста отца семья жила в «землянушке», «на своем дворе жили, зато окошки не на улицу, а во двор. Не разрешали» (записано в поселке Наваринка Агаповского района в 2010 году).
З.М. Быстрова (1937 года рождения) рассказывала: «В третьем классе были, спрашивают: – Кто отец? – Умер. – Врет она! Она – дочь врага народа! [Дома]: – Не хочу такого отца! – Не смей! Твой отец очень хороший! Не говори про него плохо! Шестеро детей было. Враги народа! Брат всю жизнь был обижен на власть. Не взяли ни в армию, ни в пионеры, ни в комсомол. А тогда позор было – в армию не ходить!» (записано в поселке Полтавка Карталинского района в 2011 году).
Пострадавшие в годы репрессий, а также их дети давно реабилитированы, государство определило каждому компенсацию в денежном эквиваленте. Но у них остается желание быть услышанными.
На презентации второй «Книги памяти» Геннадия Васильева присутствовали казаки: в их семьях до сих пор помнят, как сжигались фотографии предков, где казачий мундир выдавал «социальный» статус мужчины. Важно, что у каждого, кто пришел на презентацию книги, была своя история.

Exit mobile version