“Непреклонный возраст” – так назвал свою выставку к 75-летию магнитогорский художник, писатель, педагог, спортсмен, путешественник, общественный деятель и просто интересный человек Олег Базылев, и неспроста.
– Поему 75 лет считается преклонным возрастом? Сколько есть людей преклонного возраста в 20-30 лет – такие старушонки и дедки бывают. А я не собираюсь на покой еще, вот Ирина, мой куратор, обещала помочь мне сделать выставку к столетию, – смеется Олег Степанович.
Среди представленных 143 работ больше половины написано совсем недавно, вторая половина – лучшие работы художника разных лет. А жизнь побросала его знатно: из строящегося послевоенного Магнитогорска, в котором родился Олег Базылев, в 1972 году он переезжает в Сибай, в 1982-м – в Душанбе, главный город Таджикистана, с особым восточным укладом жизни, а в 1989-м возвращается в Магнитку, культурная среда которого сильно изменилась за эти годы.
Виной тому любовь к путешествиям: Олег Базылев имеет звание Мастера спорта СССР по альпинизму, участвовал в 12 высокогорных спортивных экспедициях на Памире, Тянь-Шане, совершал восхождения на Алтае, в Альпах и других горных районах, побывал на всех семитысячниках бывшего Союза, на всех пятитысячниках Кавказа. Участвовал и руководил спортивными походами различной категории сложности по всей России. Эта спортивная закалка, неисчерпаемая любовь к жизни, умение удивляться, учиться новому, творить, огромное чувство юмора несмотря на три четверти века позволяют ему быть полным оптимизма, физических и творческих сил.
Олег Базылев называет себя прежде всего художником-графиком, и на выставке представлены прежде всего графические листы, а остальное, как сам он шутит – раскрашенная графика.
– Я считаю, что графика выше живописи, потому что живопись – это возможность прятать ошибки за какими-то красивыми цветовыми эффектами, графика этого не позволяет. Графика строгая, жесткая, она не прощает ошибок. И я как практически с самого начала в графику ушел, так в ней и завяз. А живопись – это отдушина, – говорит автор.
Он работает в самых разных материалах. Карандаш, который уже подзабыли многие художники, очень любит за то, что он очень мягкий, не такой грубый, как уголь или соус, имеет фактически весь тональный спектр, градации от почти черного до белого. Есть на выставке и линогравюры, которыми в свое время Олег Базылев очень много занимался. Любит он тушь в сочетании с кистью, и с пером, дающую как красивое, плотное локальное пятно, так и возможность поиграть тонкостями, от высокой стилизации до фотографики.
Не тайна квадрата
Отдельной темой выставки проходит цикл «Про черный квадрат», который является переосмыслением знаменитой работы Казимира Малевича. Эти работы (а их более полусотни) так и помечены на этикетках черным квадратиком. Как рассказала куратор выставки, старший научный сотрудник Магнитогорской картинной галереи Ирина Терещенко, цикл возник благодаря появившейся несколько лет назад идеи организовать в МКГ выставку магнитогорских художников на тему «Черного квадрата». Предполагалось, что каждый автор выскажет личное отношение к известной работе. Выставка тогда так и не состоялась, но Олег Базылев настолько увлекся этой идеей, что создал целый цикл, в котором воплотил самые разные версии черного квадрата.
– Мне хотелось пропустить эту картину через «третьи мозги» – допустим, как бы изобразил бы «Черный квадрат» двоечник по геометрии, который не знает, как выглядит квадрат, или блондинка, для которой черный слишком мрачный, – улыбается художник. – В каких-то вещах в размышления уходишь, а другие получаются спонтанно, ни с того, ни с сего.
В этих работах есть искрометный сарказм, который заставляет задуматься о природе творчества и роли традиций в современном искусстве. Рисунки «Работа совсем не получилась», «Белые ромашки», «Восточное целомудрие», «Очень маленький черненький квадратик» явно вызывающие и даже провокационные. В них Базылев играет с образным рядом, высмеивая популярные стереотипы о красоте и совершенстве да и саму логику бытия. Черный квадрат становится то дыркой для подледного лова, то следом на снегу от увезенного контейнера с мусором, а то частью знаменитого пушкинского цилиндра. В других работах Олег Степанович отображает человеческие чувства – страх, коварство, уныние, веселье.
Но есть в этом цикле и рисунки философской направленности: «Солнце на дне колодца», «Холодно», «Нежилой дом», «Портрет с горой и черным солнцем» – они о том, как много пустоты и одиночества присутствует в нашей жизни. Но автору не страшно, говорят «изобразил – значит пережил». Например, «Солнце на дне колодца» – это не только метафора одиночества, но и отражение глубинного опыта художника, способного видеть красоту в самых неожиданных местах, считает Ирина Терещенко.
Цикл «Про черный квадрат» стал своеобразной «выставкой в выставке», приглашением зрителя к сотворчеству с художником.
Без «шизинки» скучно
Среди живописных работ, представленных на выставке, достаточно многие тоже графичны. Например, «Авиценна» – живописное воплощение задуманной линогравюры. Живопись Базылева с одной стороны в чем-то близка к реализму, но с другой – порой в чем-то остается плакатной.
Есть работы и, как сам он говорит, «околорелигиозной тематики». Хотя Олег Степанович называет себя человеком не религиозным, но и не воинствующим атеистом, в свое время он достаточно пристально изучал эту тему. Впечатляет картина «Распятие. Эпилог»: как только крест опустел и первородный грех был искуплен, началась вторая, настоящая жизнь Земли, поясняет автор. Полна философских размышлений о божественной природе мира и картина «Кубатура шара».
Интересны представленные на выставке портреты с очень точным, глубоким видением сути персонажа, и автопортреты, полные искренней самоиронии.
Удивительный эксперимент художника – изографика, когда изображение создается текстом, и картину можно прочитать в самом прямом смысле. В одной из работ он таким образом записал свое отношение к «Черному квадрату» Малевича, в другой, «Ивы», – целый рассказ. Рядом с картинами для удобства зрителя сотрудники галереи подготовили распечатку с изображенным текстом.
– Я не считаю, что должен выработаться когда-то какой-то стиль, специфическое видение. Я считаю, если человек становится узнаваемым, он перестает быть художником. Когда заходишь в зал, и все работы один к одному, это уже скучно. В каждой работе должна быть какая-то «шизинка», – считает Олег Базылев. – Ведь ни у Дали, ни у Пикассо нет последователей – одно дело срисовать похоже, а другое, чтобы голова так работала. Я стараюсь никому не подражать, никому не завидовать и никогда не верить, что у меня что-то не получится.
Ирина Терещенко давно дружит с Олегом Базылевым и даже писала научную работу о его жизни и творчестве.
– Действительно, у нас с первого взгляда возникла дружеская связь, понимание, общее чувство юмора. Я восхищаюсь Олегом Степановичем, тому, сколько он сделал за свою жизнь его искренней, разнонаправленной увлеченностью. Несмотря на все сложности, которые встречал на своем пути, он продолжал работать и состоялся не только в изобразительном искусстве, но и как спортсмен, педагог, он до сих пор занимается общественной работой в Союзе художников, участвует в жюри конкурсов, не пропускает ни одного открытия выставок, выступает в домах ветеранов, а его литературное творчество для меня нисколько не уступает изобразительному, – говорит Ирина Сергеевна. – Он действительно вдохновляет, и любая идея, которая приходит ему в голову, рождается не от тщеславия: «Я сделаю первым, и все будут восхищаться!», а от того, что ему было интересно.
Не сомневаюсь, что интересно будет и вам. Работа выставки продлится до 15 декабря.