Снятый в Магнитогорске фильм “Вечная зима” выходит в российский прокат

Фильм «Вечная зима», который снимался в нашем городе в 2023 году при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и ООО «Кинокомпания Альянс», был представлен магнитогорцам за четыре дня до официального выхода в прокат. На премьере с журналистами, а затем и со зрителями пообщались режиссер  Николай Ларионов и актер Александр Робак.

Сила места

Хотя Николай Ларионов в сфере кино – не новичок, у него достаточно большой продюсерский опыт, но этот фильм для него стал дебютным  в режиссерском статусе. Фильм знаковый не только для нашего земляка, все детство которого прошло в Магнитогорске, но и для нас: пожалуй, впервые мы можем увидеть родной город на большом экране. Однако, как говорит режиссер, фильм не совсем о городе, да и Магнитка там не называется: главными в объективе становятся трагедия, которая могла бы произойти в любом другом месте, и люди, которые пытаются после нее дальше жить. Мать (Юлия Марченко), которая ищет отзвуки совсем незнакомой для нее прежде жизни погибшего сына в его друзьях, дневниках, CD-диске с записью его песен и отец (Александр Робак), который пытается найти убийц. Но смогут ли они найти среди замерзшего мира тропинку друг к другу?

В процессе съемок в кадр попали многие места Магнитки – доменный цех и Индустриальный парк ММК, поселки Димитрова и Березки, ДК металлургов им. С. Орджоникидзе, центральный переход, одна из городских школ. В выборе городских локаций задавала свои сложности хронология фильма (по сценарию действие происходит в 2004 году): в кадре не должно быть признаков дня сегодняшнего.

– Для меня было принципиальным снимать в Магнитке, потому что именно здесь, еще до моего обучения на высших курсах сценаристов и режиссеров, были написаны первые драфты сценария. Это было больше десяти лет назад, и с тех пор я много раз его переписывал и дорабатывал, – вспоминает Николай Ларионов. – Мне казалось, важно снимать именно здесь, во-первых, потому что родная земля помогает, и действительно друзья помогали с реквизитом, кто-то даже в кадре мелькнул. А второй момент: мне кажется, все равно я лучше чувствую Магнитку, чем если бы мы, условно, снимали в Подмосковье. И для меня это было важно еще и с точки зрения актеров, потому что Александр хорошо понимает уральский дух, уральскую специфику, а Юлии Марченко и молодым ребятам было важно приехать и ощутить силу места. К слову, петербурженка Юлия была в восторге от нашего города, ее покорила красота суровой уральской природы и мощь индустриального гиганта-ММК.

Это решение режиссера породило целый ряд проблем: больших фильмов в Магнитке не снимали, были сложности по доставке техники и съемочной группы, ведь на тот момент еще и аэропорт стоял на ремонте. Был сопряжен со многими сложностями и сам процесс: зимние съемки на улице, а температура воздуха доходила до -20 и ниже, короткий световой день, подростки, с которыми всегда непросто. На одной из съемочных смен из-за мороза стала сбоить оптика, нелегко было переносить холод и москвичам, а вот уральцы Александр и Николай наоборот чувствовали себя в родной стихии.

– Для меня эта картина – большой подарок, потому что когда Николай прислал мне сценарий и я начал читать, у меня было странное дежавю, потому что понимаю, что читаю про свой подростковый возраст. Мы не были знакомы с Николаем, но это настолько точно описано, столько нюансов прописано в  сценарии: эти холодные трамваи, очереди на остановках, еще что-то… Я дочитал сценарий, мы с Колей созваниваемся, я говорю: «Откуда ты все знаешь про мое детство?», и он отвечает: «А я из Магнитогорска». Ну а я из Златоуста. После этого все было решено, мы уже говорили на одном языке и друг друга дополняли, понимали с полуслова, – говорит Александр Робак.

Были проблемы и психологические. На третьей-четвертой съемочной смене даже у самого Николая появилось чувство: поскорее бы это закончилось и никогда больше, но удалось пересилить себя, не дать слабину на глазах у артистов и оказаться мужественным капитаном корабля. К середине съемочного процесса это понимание силы места, уральского духа, отношений, общения пришло и к остальным участникам съемки.  Были сложности и с тем, чтобы найти к каждому подход, объединить в общее звучание фильма.

– Когда происходят съемки, дубль прошел – у тебя есть пять секунд, чтобы подойти к актеру, подобрать правильные слова. Все актеры разные – есть опытный Александр, который все лучше меня понимает, а есть пацаны – они разные по характеру, по энергетике. Эти интонационные детали очень важны, и это стресс ответственности, – признается Николай.

Однако в итоге сложилась дружная команда. Очень хорошо помогала принимающая сторона, городские власти – все персональные благодарности нашим землякам можно увидеть в титрах фильма.

Некоторые моменты фильма, как, например, сцена на набережной, появлялись внезапно, по ходу съемок, а какие-то отснятые сцены в ходе монтажа автор ощутил лишними, сбивающими нерв динамики сюжета, и в конечную версию они не вошли.

Зрители отмечают замечательную операторскую работу Антона Громова. Получив образование во Франции, он снял уже порядка десяти фильмов в России, большей частью – в жанре авторского кино. Во время съемок он много подсказывал начинающему режиссеру, и они по-настоящему сдружились. Огромную работу со звуком, на которую ушло более полугода и которая во многом создает эмоциональный фон фильма, провел звукорежиссер фильма Кирилл Василенко.

Присутствовавший на встрече директор кинотеатра Jazz cinema Рафаэль Сайфумулюков рассказал, что с Александром Робаком его познакомил еще лет 20 назад Сергей Пускепалис, и ему было очень приятно внести свой вклад в работу над фильмом, встречаться с его создателями на съемочной площадке и в городе, видеть их на премьере в своем кинотеатре. Очень тепло отозвалась о фильме магнитогорский педагог, публицист, кинокритик, руководитель киноклуба «P.S.» Татьяна Таянова.

Терапия горем

Съемки фильма проходили в январе-марте 2023 года. Холодный город, замерзшие стекла трамваев, заметенные снегом улицы и дворы для режиссера – не стремление показать депрессивность индустриального города своего детства, а аллегория горя, вечной зимы, заморозившей героев фильма после трагической гибели сына-подростка.

– У меня часто спрашивали на фестивалях и на предыдущих показах, почему я выбрал такую тяжелую тему, и я всегда отвечаю, что мне как зрителю всегда очень нравились семейные драмы, потому что смыслы, образы, чувства, эмоции в них максимально обостряются, – поясняет режиссер. – Понятно, что зрителю хочется комедии, сказки, но такие фильмы тоже несут некую терапевтическую функцию. У меня не было задачи делать депрессивное кино, которое бы еще больше в наше тяжелое время вгонит зрителя в тоску, и, конечно, я в финале хотел выйти на светлую эмоцию. Понятно, что эту ситуацию невозможно пережить, она всегда с тобой, но хочется в моменте дать зрителю немного выдохнуть чтобы стало легче хотя бы на один вечер.

История эта вне времени и места, и не только потому что в моменте сильного горя люди как будто выпадают из пространства, и это состояние в фильме хорошо передано, но и потому, что это может случиться в любом городе и в любое время.

– Николай писал про свой подростковый возраст 2004 года, я читал про свой, условно, 1985-й, а снимали мы в 2023-м, и ничего не поменялось в человеческом восприятии мира, людей, человеческих эмоций, и визуально ничего не поменялось, – говорит Александр Робак.

Его персонаж – отец погибшего мальчика, суровый горновой ММК, который учил сына, что главное для мужчины быть сильным, уметь драться, защищать близких, сам сына защитить не сумел и косвенно стал причиной его смерти. На протяжении фильма он не только тщетно пытается найти убийц, но и проходит большой молчаливый внутренний путь, который завершается одной из его финальных фраз: «Сильным легко быть, любить сложно». Быть может, для кого-то она станет сегодняшним ответом на вопрос «В чем сила, брат?» одного из любимейших режиссеров Ларионова, уральца Алексея Балабанова, хоть режиссер и уверяет, что ни с кем не планировал полемизировать.

Сам Александр – отец троих сыновей, один из которых стал режиссером, признается, что погружаться в такой материал сложно. По негласным правилам актерской «кухни», даже если в твоей жизни не было таких ситуаций, нужно найти в себе какие-то ниточки, и, волей-неволей на месте мальчика Дениса представляется кто-то из своих детей. Поэтому приходилось подбирать другие подходы к роли, чтобы не включать эти образы в голове, которые затягивают тебя как в воронку. Однако вместе с режиссером удалось найти нужную грань.

– Тут сложность в том, что, когда происходит такая трагедия, палитра актерская сужается в очень узкое горлышко, ты не можешь широко работать, но, мне кажется, мы нашли какие-то ключи, к тому, чтобы объемно показать этого персонажа. Был какой-то момент сотворчества, когда внутри персонажа ты ищешь правду в мелочах, в деталях. Очень многое кажется простым, но каждое движение головы, руки, каждый предмет, который появляется – это все очень продумано, – отмечает артист.

Впечатлил зрителя и удивительно точно пойманный актером образ, как сказали бы в Магнитке, «комбинатовского мужика». Впрочем, для Александра это не было проблемой: сам он сын металлурга, только не магнитогорского, а златоустовского металлургического завода. Вспоминает, как мальчишкой бегал к папе в электросталеплавильный цех хлебнуть минералки, что полагалась рабочим, и все детство все разговоры в доме крутились вокруг завода.

Фильм уже заслужил немало положительных отзывов на фестивале «Маяк» в Геленджике, в Турции, Бразилии, впереди и другие кинофорумы. Многие кинокритики пишут, что этот фильм, глубокий и цельный, выношенный и продуманный, совсем не похож на дебют. Как считает Николай Ларионов, сказался прошлый продюсерский опыт, профессионализм ведущих актеров и команды, большая работа всей съемочной группы и, конечно, магия кино.

Как среди критиков, так и среди присутствующих на показе зрителей эмоции самые разные. Кто-то высматривал знакомые пейзажи, кто-то вспоминал свое детство, а кто-то со слезами говорил, что фильм подтолкнул пересмотреть непростые отношения с собственным ребенком.

О чем этот фильм? О горе? О поиске смыслов в жизни, когда смыслов, кажется, уже нет? О прощении? «Вечная зима» – фильм с открытым финалом, режиссер сам говорит, что не хотел бы навязывать свою точку зрения,  и каждый ответит себе на этот вопрос сам, но что фильм стоит посмотреть – это точно. Премьера стартует 31 октября в более 500 кинотеатрах России.

Справка:

Николай Ларионов – уроженец Магнитогорска, окончил МГТУ имени Носова по специальности «Обработка металла давлением», параллельно посещал магнитогорский киноклуб. В числе любимых режиссеров называет Алексея Балабанова, Кшиштофа  Кесьлевского, Михаэля Ханеке, Ингмара Бергмана. Снимать кино мечтал с детства. Работая на ЗАО «Уралкорд», Николай изучал статистику и аналитику кинопроката, занимался прогнозированием кассовых сборов на «Кинопоиске». Добившись успехов в этом направлении, отправился в Москву работать в журнал «Бюллетень кинопрокатчика». Был ведущим аналитиком, после – заместителем главного редактора. Параллельно обучался на Высших курсах сценаристов и режиссеров, работал в сценарной группе Фонда кино и кинокомпании «Марс Медиа». Николай Ларионов выступал продюсером фильмов «Кома» (2019) «Выше неба» (2019), «Т-34» (2018), «Без меня» (2018).

Александр Робак – российский актер театра и кино, кинорежиссер, кинопродюсер и кинооператор, уроженец Златоуста. В 16 лет уехал в Москву с целью поступить в театральное училище. Окончил Ярославский театральный институт. Был актером Московского академического театра им. В.В. Маяковского. В кино снимается с 1998 года.  За его плечами порядка 130 киноработ, для некоторых фильмов он был продюсером. Зрители знают Александра Робака по таким сериалам как «Домашний арест» и «Эпидемия». Лауреат народной премии «Светлое прошлое» Фонда Олега Митяева.

Врезка:

В России существует феномен якутского кино, прочно завоевавшего свое место в культурной сфере и имеющего своих поклонников. Все чаще на крупных площадках звучит и уральское кино. Среди известных режиссеров немало уральцев: Алексей Балабанов, Алексей Федорченко, Василий Сигарев из Екатеринбурга, Иван Соснин из Свердловской области, Антон Маслов, Олег Асадулин из Челябинска, магнитогорцы Рустам Ильясов и Николай Ларионов, но далеко не все из них снимают родные города. Быть может, фильм «Вечная зима» станет одним из шагов к созданию этого бренда. Сейчас Николай Ларионов готовит сценарий второго фильма, и тоже хотел бы снимать его в Магнитке. Есть мечта снять сериал про магнитогорский хоккей.

Exit mobile version