День открытых дверей прошел в Многопрофильном колледже МГТУ им. Г.И. Носова. Мероприятие состоялось в рамках федерального проекта «Профессионалитет». В гости к студентам пришли школьники. Ребят познакомили с миром мобильного приложения, научили обжимать сетевой кабель и собирать вентилятор за 5 минут.
19 октября в России прошел Единый день открытых дверей колледжей «Профессионалитета». На Южном Урале в нем приняли участие 42 профессиональных образовательных организации. В Магнитогорске мероприятие состоялось на базе Многопрофильного колледжа МГТУ им. Г.И. Носова. Здесь проект «Профессионалитет» стартовал в сентябре 2022 года и с того времени колледж проводит уже шестое мероприятие такого уровня.
Начали традиционно с торжественной встречи в актовом зале, на которую пригласили представителей предприятий города. Школьникам и их родителям рассказали о программах, которые представлены в колледже, востребованных рабочих профессиях и возможностях трудоустройства.
«Самая главная задача «Профессионалитета» – объединить образовательную организацию с потенциальным предприятием, куда выпускники могут прийти работать. Когда мы начинали в 2022 году проект «Профессионалитет», в рамках этой программы у нас было 4 специальности и 4 предприятия, которые захотели и смогли войти в федеральный проект – это ОАО «ММК-МЕТИЗ», МРК, Объединенная сервисная компания и Магнитогорский завод точной металлообработки. Буквально через полгода к нам захотели добавиться другие предприятия. На сегодняшний день у нас уже 9 специальностей «Профессионалитета – от строительства зданий до металлургического производства», – объясняет заместитель директора по учебной работе Многопрофильного колледжа МГТУ им. Г.И. Носова Оксана Науменко.
В первый год на программы «Профессионалитета» набрали около 400 студентов. Сейчас на «Профессионалитете» обучается 1200 ребят. В два раза больше стало и предприятий, присоединившихся к федеральному проекту.
«Буквально в мае 2024 года официально в попечительский совет нашего кластера вошло ПАО «ММК». Некоторые специальности мы добавляем под запрос работодателя, а в некоторых увеличиваем количество обучающихся, чтобы удовлетворить спрос предприятий. Под запрос ММК мы в прошлом году пролицензировали новую специальность. Это «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование», – говорит Оксана Науменко.
И планируются новые направления. Сейчас колледж занимается лицензированием специальности «Автоматизированные системы управления» – тоже под запрос работодателя, ОСК. Также обсуждается необходимость открытия специальности «Технология машиностроения».
Вкладываются работодатели в оснащение мастерских, лабораторий и даже в образование будущих сотрудников. Если есть высокая потребность в молодых специалистах, а ребят, обучающихся на бюджете уже «разобрали» другие предприятия, то работодатель может частично оплатить стоимость обучения студентов, которые учатся на платной основе.
«ММК уже сейчас порядка 30 с лишним договоров заключает с этими ребятами для того, чтобы вносить 50% оплаты за обучение. Или, например, в прошлом учебном году по просьбе Механоремонтного комплекса мы увеличили платный набор на специальность «Монтаж, техническое обслуживание, эксплуатация, ремонт промышленного оборудования», добавив дополнительно две группы. Представьте, какая потребность! У нас ежегодно набирается две группы на 50 бюджетных мест и запрос у предприятия такой, что мы увеличили набор платно. И за своих «платных» ребят Механоремонтный комплекс предложил полностью вносить оплату за обучение, начиная со второго курса. Порядка 30 студентов заключили целевые договоры», – сообщила Оксана Петровна.
В колледже отмечают, что помимо традиционно большого спроса на IT-направления, в этом году во время приемной кампании был высокий конкурс также на технические и промышленные специальности. Так, на металлургическое производство средний балл при поступлении составил около 4.
Узнать больше о специальностях, которые есть в колледже, в День открытых дверей школьники смогли на практике, примерив на себя то или иное ремесло. Для подростков организовали настоящие профессиональные пробы. Ребят провели по аудиториям и мастерским, познакомили с современным оборудованием, на котором проходят обучение студенты, а также со спецификой производства.
Всего на базе Многопрофильного колледжа МГТУ им. Г.И. Носова представлено 17 специальностей. В рамках Дня открытых дверей ребят познакомили с большинством из них. В первую очередь это, конечно, направления «Профессионалитета».
«Путешествие в страну металлов» – так называлась одна из профессиональных проб. Ребятам рассказали, как закаляется сталь, познакомили с профессиями, которые связаны с металлургией. А с помощью виртуального тренажера можно было протестировать оборудование кислородного конвертера.
Еще одна профессиональная проба, связанная с металлургией – «Обработка металлов давлением». Здесь на тренажерном комплексе подростки могли попробовать себя в роли вальцовщика стана холодной прокатки. Все пульты в мастерской максимально приближены к реальному производству.
Школьники интересовались не только оборудованием, но и тем, какие условия труда, сколько длится рабочая смена, а также какая зарплата у рабочих.
– Если мы говорим по прокатному производству, это порядка 75-85 тысяч. Если спрашиваешь, как студент, то это порядка 40-45 тысяч. Это цифры, которые взяты непосредственно со слов наших студентов, которые сейчас находятся на практике. То есть, это не выдуманные цифры. Возможно, кто-то потом захочет уехать из города. Есть такие? Наша специализация имеет пять направлений, которые позволяют вам найти работу – практически в каждом большом городе есть металлургическое производство… Или, например, производство машин. Захотели вы уехать в Тольятти, на АвтоВАЗ. Кем будете работать? Штамповщики – пожалуйста, это наше непосредственное направление, – объясняет ребятам перспективы преподаватель Оксана Васильевна Шелковникова.
Особенность мероприятия в том, что экскурсии по площадкам колледжа и мастер-классы для школьников проводили студенты – амбассадоры «Профессионалитета». Так, на площадке «Да будет свет!» четверокурсники учили ребят подключать лампочки и розетки, проводить зачистку и скрутку проводов.
Программирование в «Профессионалитет» не входит, но это одно из популярных направлений у абитуриентов. Поэтому для 8 и 9 классов устроили экскурс в мир мобильных приложений. А на площадке «Компьютерные системы и комплексы» школьники попробовали себя в роли монтажников сети, учились обжимать сетевой кабель, проверяли работоспособность блока питания.
— Это интереснее, чем просто лекция. Ты наглядно можешь понять, чем здесь занимаются, с чем работают. Большинство из нас еще определяются с выбором будущей профессии. Думаем, куда поступать, чем хотим заниматься. Данная экскурсия поможет многим определиться, – говорит девятиклассница Ника.
А еще у школьников была возможность своими руками собрать вентилятор. Такой мастер-класс провели для гостей на одной из площадок «Квантового роста». Здесь ребятам предложили поработать с конструктором «Знаток» под чутким руководством студентов. Главное правило: не путать «плюс» с «минусом» и собирать по инструкции.
– Мы покажем, что физика – это не только скучные формулы, теория. На самом деле это интересно. И можно своими руками сделать что-то прикольное и полезное. Например, дверной звонок или вентилятор. Можно даже детектор лжи сделать, и он будет работать. В этом конструкторе 500 схем – собрать можно все, что угодно, – объясняет Ульяна Мануйлова.
Ульяна – будущий программист-тестировщик. Девушка учится на первом курсе. И уже учит других. Признается, непривычно, волнуется. Но помогла подготовка.
Сначала сборку демонстрируют студенты, затем пробуют свои силы школьники. Амбассадоры контролируют процесс. А чтобы добавить соревновательный момент, собрать схемы детям предложили на время.
А на площадке «КвантУм» для школьников провели командную интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Вопросы в первую очередь связаны с физикой и математикой, есть задачи на логику. Составляли их студенты вместе с преподавателем. Например, нужно было найти лишнее слово в списке: скорость, время, путь, площадь, метр, секунда.
– Мы учимся быть наставниками. Не только слушать, но и уметь говорить, объяснять, давать знания детям. Почувствуем себя в роли преподавателей, – отмечает первокурсница Виктория Гревцева.
А еще был кулинарный мастер-класс, экономический квест, ремонт автомобиля и многое другое. В этом году День открытых дверей Многопрофильный колледж впервые провел совместно с «Движением Первых». Мероприятие посетили свыше 180 учащихся из 17 школ города.