Театр для “нетрудных” детей помогает магнитогорским подросткам найти себя

Проект «Социальный театр для НЕтрудных детей», организованный по инициативе Уполномоченного по правам ребенка Челябинской области Евгении Майоровой, начал свою работу на базе Правобережного центра дополнительного образования.

Сквозь оптику сцены

Как поясняют организаторы проекта, социальный театр – это технология, направленная на соединение театрального искусства и социальной проблематики. И эта форма выбрана не случайно. Постановки, в которых подростки участвуют в качестве актеров, – о них самих, их жизни и переживаниях, а в ходе работы над спектаклем ребята раскрываются, начинают говорить о своих проблемах и трудностях.

Для участия в проекте выбраны более 20 детей 6-8 классов из разных школ города, которые находятся на учете в ПДН или в своей школе, столкнулись с трудностями выстраивания отношений со сверстниками и взрослыми. И такой проект для них – возможность через театральную деятельность высказаться, показать себя с лучшей стороны, научится слышать себя и других, взаимодействовать друг с другом в рамках сцены.

Для этого собралась целая команда профессионалов, в которую вошли педагоги Правобережного центра, актриса магнитогорского театра драмы Александра Кохан, психологи, тьюторы, которые поддерживают ребят, если те сталкиваются с какими-то трудностями. В расписании проекта не только непосредственная работа над постановкой, но и разнообразные тренинги, командообразующие игры и мастер-классы.

Впервые команда проекта встретилась с детьми в мае, потом были летние каникулы, и уже с сентября началась активная работа.

– Мне нравится, что наши занятия строятся на общении, актерских упражнениях, взаимодействии, – говорит Александра Константиновна. – Мне интересно окунаться в их среду,  узнавать про их хобби: что они смотрят, слушают, чем живут, и мы находим много общего. Многие говорят: «Подростки ничего не хотят». Да нет, просто вы не спрашивали – чего? И мне хочется сделать такой спектакль, чтобы зритель увидел подростков именно как людей, которые чего-то хотят и к чему-то стремятся, взрослых, умных, интересных.

Режиссерское образование Александры Кохан помогло из личных историй детей, их любимой музыки и увлечений выстроить будущую постановку. Для юных участников проекта очень важно, что взрослые не только интересуются их потребностями, взглядами на жизнь, но понимают и принимают их.

Корреспондентам «МР» довелось побывать на одной из репетиций, где обсуждался сценарий будущей постановки. Александра Кохан предлагала подросткам роли и то, в каком ключе он проявит себя на сцене, и у каждого была возможность возразить, предложить свои идеи.

– Это ведь не профессиональный театр, где взяли пьесу, разобрали персонажей и поставили.  Эти дети не обучались в театральном институте, да и сами занятия – дважды в неделю по полтора часа – это не так уж много. У актера в театре есть цель выйти на сцену и сыграть спектакль, а у таких «народных» театров этой цели нет. Цель подростков – найти друзей, интересное общение, проявить себя. Поэтому я взяла для себя такой принцип: идти от интересов ребят. Если кто-то любит танцевать – он будет танцевать, если любит песни петь – будет петь. Главное – что и как им хочется сделать, а композицию я составлю, благо, режиссерское образование позволят.

Увидеть душу

С самого начала в команде проекта находятся и МУ «Центр социальной помощи семье и детям города Магнитогорска». Психолог центра Алина Азиева проводит диагностику, отслеживает эмоциональное состояние детей, ежедневно ведет карты эмоционального наблюдения, участвует во всех тренингах и репетициях, индивидуально работает с ребятами, если им нужна помощь.

– Нам важно понимать, в каком состоянии дети вошли в проект, какие изменения будут в середине и в конце. Мы с самого начала предполагали, что дети разные, непростые, и, возможно будет ребенок с эмоциональными трудностями, где нам нужно будет подключиться. Самый лучший метод для психолога – это наблюдение, и мы видим, что ребята стали доверять взрослым, друг другу, изменилось их общение. Дети раскрываются здесь совсем по-другому, самой лучшей своей стороной, – считает Алина Раифовна. – Сейчас уже середина проекта, и мы видим: несмотря на то, что постоянно присоединяются новые ребята, есть костяк, который был с самого начала, и они сразу заряжаются этой атмосферой, чему очень способствует общение с режиссером. Александра мастерски работает, я завороженно смотрю на ее психологическое общение с детьми, как она их влюбила в себя с первого раза.

Время проекта ограничено, и ребята понимают: времени на раскачку нет, надо успевать жить здесь и сейчас, и чем ближе премьера, тем ценнее для них будет каждая минута встреч с режиссером и друг с другом. Алина Азиева предполагает, что после окончания проекта ребята будут скучать по своим новым друзьям. Возможно, для кого-то это будет поводом пойти в театральные студии или даже выбрать для себя профессию актера, режиссера, но в любом случае участие в этом проекте станет для них важным ресурсом, к которому они будут возвращаться, чтобы черпать энергию, позитивные эмоции и уверенность в своих силах.

Педагог Правобережного центра дополнительного образования Галина Богданова имеет опыт не только ведения театральной студии, но и работы с детьми из школы-интерната для детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому хорошо понимает возрастные особенности подростков и их возможности. В этом проекте Галина Викторовна является помощником режиссера. Она помогает Александре в проведении тренингов и репетиций, работой над сценической речью, ритмопластикой и актерским мастерством ребят.

– С подростками непросто, нужно думать, что и как ты говоришь, чтобы не обидеть их, не ранить. Любая фраза, движение, прикосновение могут вызвать негативные эмоции, – отмечает педагог. – Театр – это зеркало души, и мы, как в повести Сэлинджера «Над пропастью во ржи», бежим по степи и ловим их раненые души, чтобы они не упали. Мы не лезем в их внутренний мир, не ставим задачу стать для них опорой, мы хотим просто показать им, что можно жить по-другому, оторваться от своей компании, социальной среды. Не обязательно, чтобы они пришли в театр, у них совсем другая жизнь, но мы видим, что детям здесь комфортно, они не боятся быть открытыми, и это важно.

Заведующая отделом культурно-массовой работы Правобережного центра дополнительного образования и координатор проекта Юлия Зюзина участвовала в решении практических задач: найти помещение, собрать команду, наладить межведомственное взаимодействие с управлением образования и отделом молодежной политики городской администрации, отделом по делам несовершеннолетних УМВД г. Магнитогорска.

– Мы были готовы, что дети будут к нам приходить, уходить – это живой процесс, и добровольность – один из значимых принципов этого проекта. Мы приглашаем ребят, со своей позиции взрослых пытаемся их заинтересовать этой деятельностью, но принимать решение оставаться с нами или нет – их личное дело. Кому-то понравилось – он приводит своих друзей, братьев, сестер. Уже образовалась команда, и в том, чтобы дети сплотились, большая заслуга наших кураторов, Александры, Галины Викторовны. Помимо репетиций для детей были организованы развлекательные мероприятия, организованные благодаря социальному партнерству: походы в кино и на веревочный городок в парк «Притяжение»,  интеллектуальные шоу, – сообщила Юлия Павловна.

С обоюдной пользой

Каждый из ребят пришел сюда разными путями, но в итоге нашел для себя новые интересы, знакомства, способы справляться с жизненными трудностями. Восьмиклассник Никита Демин уже имеет сценический опыт – участвовал в постановках школьного театра. Прийти в проект ему предложила классный руководитель. Здесь ему нравится гуманный подход руководителей, теплый коллектив и возможность проявить себя, а в планах на будущее – связать свою жизнь с театром.

Его сверстница Полина Каширина попала в проект по направлению завуча и классного руководителя свой школы. Здесь девушка нашла себе новых друзей, узнала о новых профессиях и возможности самореализации:

– Я прихожу со школы и думаю: ура, я сегодня пойду в театр! Мне будет классно, у меня улучшится настроение. Я люблю танцевать, и в этом спектакле я буду танцевать, мне нравится, что я смогу себя таким образом выразить, – говорит Полина.

 Уже сейчас она жалеет, что этот их театральный опыт окончится уже в ноябре, однако девушка уверена: удастся попасть в другие подобные проекты или записаться в театральный кружок.

Анфиса Журкина пришла из другой школы, однако с Полиной и другими ребятами они уже крепко подружились, отмечает, что тут очень добрый и отзывчивый коллектив, можно открыто делиться своими проблемами. В спектакле девушка будет играть роль мамы, и очень рада этому. В ее семье отношения между мамой и дочерью очень близкие, доверительные, и она хотела бы своей ролью показать, что мама может быть именно такой – доброй и принимающей, и это обязательно получится, уверена Анфиса.

Такие проекты не менее ценны и для взрослых участников. Владимир Яковлев – учитель истории и обществознания школы № 48, сюда он пришел как куратор, чья задача – помогать и поддерживать ребят, решать проблемы, которые могут препятствовать их пребыванию в проекте. В Магнитогорск педагог переехал только год назад, однако уже успел узнать и полюбить наш город. Помимо истории Владимир Алексеевич преподает ОДКНР, ОБЖ, финансовую грамотность, строевую подготовку и рукопашный бой, руководит клубом «Пограничник», имеет большой опыт работы вожатым. Признается, что давно не работал с трудными подростками, однако это очень интересно.

– Мы учимся общаться, причем не по принципу «Я сказал – ты подчинился», как это зачастую бывает в школе, а через разговор, совместный поиск путей решения проблемы, и, главное, что ребенок сам пробует решать эти проблемы. Я уверен, что в этом им помогает сама обстановка, процесс становления спектакля, – отмечает он.

Владимир Алексеевич констатировал, что за месяц с небольшим, который ребята находятся в проекте, они стали более открытыми, изменилось их взаимодействие друг с другом. Кто-то уходил, а кто-то наоборот приводил друзей, и хотя им поначалу было достаточно взаимодействия в своей компании, благодаря театральным тренингам ребята вовлекались в более широкий круг общения, развивали эмпатию, умение подстраиваться под других людей.

Владимир Яковлев рассказал, что ему еще не раз пригодятся обретенные в проекте умения воодушевлять ребят на действия, видеть целостную картину еще не состоявшейся постановки, а также психологические методы в разрешении конфликтных ситуаций и саморефлексии, которые можно применять и в школе.

Проект рассчитан на три месяца, и финальный аккорд – премьера спектакля «Здравствуй, это я!» состоится на сцене одного из магнитогорских театров уже в ноябре. Это будет показанная глазами подростков история взросления, сепарации от родителей, появления собственного взгляда на мир и желания, чтобы мир принял их такими, как они есть, на равных правах со взрослыми.

Exit mobile version