Секрет счастья в том, чтобы долго не обижаться. Так считают Наталья Тимофеевна и Сергей Викторович Тонконоговы. В этом году их семья отметила полувековой юбилей.
Прошел Европу
Сергей Тонконогов родился в Нижнем Тагиле, куда по распределению после МГМИ был направлен его отец-сталевар. Когда прошли три года обязательной отработки, семья вернулась в Магнитку. В 1969 году Сергей окончил школу № 13, до сих пор хранит свои школьные фотографии, помнит учителей, поддерживает отношения с одноклассниками. Поступил на технологический факультет в горный институт, но на втором курсе бросил, пошел в армию и сразу попал в артиллерийскую сержантскую школу в Елани.
– Я всю Европу прошел: Польша, Чехословакия, ГДР, где мы исполняли интернациональный долг, сдерживали НАТОвцев, – вспоминает Сергей Викторович, показывая дембельский альбом. – Держали «красную линию»: Польша, Югославия, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Болгария.
Совершил 7 прыжков вместе с десантниками, знает приемы рукопашного боя, умеет стрелять с двух рук и изо всех видов артиллерийского оружия. Первый секретарь Центрального комитета СЕПГ ГДР Эрих Хоннекер вручал Сергею и его однополчанам Ордена Дружбы народов. Есть у него и медаль за выполнение служебного долга за пределами Отечества.
После возвращения со службы поступил парень на физмат МГПИ, руководил в своей группе культурно-массовой работой, был солистом ансамбля. На втором курсе встретил красивую рыжеволосую девушку с литфака – Наталью. Тут семейные воспоминания расходятся: Сергей Викторович говорит, что заприметил свою зазнобушку, когда ездили студенты на картошку, а Наталья Тимофеевна уверена, что встретил ее будущий муж в институтском общежитии, где жила она, приехав учиться из Еткуля в Магнитку.
– Я на него поспорила с девчонками, говорю: он все равно будет мой, – вспоминает она. – За мной тогда весь курс бегал, а Сережа всех разогнал. У него мама была директором 27-й школы, и у меня мама тоже учитель, а папа – подполковник милиции, фронтовик, и у мужа отец, дед, дядька воевали… Нам его родители сказали: женитесь. Свадьбы как таковой и не было: приехали мои родители и тетя, его родители, в кафе посидели после регистрации.
А муж смеется:
– Наталья-то после 10 класса поступила, а я уже матерый, прошел Европу. Соблазнил я ее и, как честный человек, женился. Меня отец и дед приучили: ты должен семью содержать. И, хоть ректор Валентин Федорович Романов предлагал мне после вуза в аспирантуру, я опять на втором курсе институт бросил, пошел работать.
Профессия – машинист
Свою трудовую жизнь парень решил связать с железной дорогой. Начинал с помощника машиниста, водил грузовые поезда, потом пассажирские. В трудовой книжке специальность: машинист электровоза высшего класса и почти 46 лет стажа, о себе говорит: «Все, что по рельсам, водить могу: тепловозы, электровозы…» Водил карталинские электрички, поезд «Москва-Сибай-Уфа». В 1979 году участвовал в установке памятника «Паровоз» на привокзальной площади.
А вот Наталье молодой муж дал возможность получить образование. После вуза пошла она работать в детский сад, родила дочку Ирину. Тогда молодая семья жила в квартире на два хозяина, ждать отдельного жилья в МПС было долго, а семья хотела еще ребенка. Поэтому когда в депо пришел вербовщик зазывать в локомотивную бригаду на север, где и жилье дадут сразу, и зарплаты хорошие, и льготы, Сергей Тонконогов сразу подписал договор. Через 3 месяца к нему присоединилась жена, Ирочку, которая пошла к тому времени в 1 класс, пока оставили в Магнитке у бабушки. В течение года получила семья квартиру и забрала ее к себе. Там же на Севере окончил Сергей железнодорожный техникум.
Тогда заполярная часть Мурманской области, где находится поселок Никель, рудники с богатыми запасами медно-никелевых руд и горно-металлургический комбинат, была запретной зоной. «В 7 километрах – Норвегия, в 10 – Финляндия», вспоминает ставшую почти на 15 лет родной землю Кольского полуострова Сергей Викторович.
Для Натальи Тимофеевны вакансий в местных школе и садике не нашлось, прошла курсы гостиничного дела и устроилась администратором в гостиницу, где селились и приезжие артисты, и военные из окрестных частей. Рассказывает, что благодаря ее внимательности удалось даже поймать шпионов, пограничники наградили Наталью Тонконогову.
Условия для железнодорожников-северян были очень хорошими: большие зарплаты, отпуск 90 дней, льготы для работников и их семей на проезд железнодорожным и авиатранспортом. Вместе с женой, дочками Ирой и родившейся уже в Заполярье Дашей много путешествовали, объехали весь Советский Союз: Москва и Ленинград, Средняя Азия, Байкал, Дальний Восток, Индия и Куба…
В небольшом поселке все жили дружно, двери не закрывались, детей не боялись отпускать гулять одних. Наталья Тимофеевна до сих пор грустит по тому времени, по оставшимся в Заполярье подругам, однако из-за здоровья матери мужа пришлось вернуться в Магнитогорск. Да и времена были тогда сложные: развал Советского Союза, на севере стало трудно жить.
И вновь Магнитка
Вернувшись на родину, Сергей Тонконогов хотел продолжить работу железнодорожником, но и для магнитогорского депо наступили непростые времена: сменилось руководство, депо наполовину закрылось, работало в основном на транзит. Тогда он пошел на ММК, хотел быть железнодорожником, но в цех не брали. В итоге 3,5 года проработал старшиной охраны комбината, заведовал хозяйственной частью. Непросто было одеть, накормить, обеспечить всем необходимым 920 человек охраны, однако удалось добиться стабильного снабжения, оборудовать комфортную казарму для пришедших после армии ребят, создать условия и для 44 собак охраны. Был знаком со всем руководством ММК, все уважали, только вот семья почти не видела отца в то время.
И Наталья Трофимовна устроилась работать в комбинатовскую гостиницу, где останавливались командированные, приехавшие по работе на ММК,
В 55 лет Сергей Викторович пошел на пенсию, но и сейчас продолжает активную жизнь –является председателем домкома, прилагает все усилия, чтобы управляющая компания соблюдала свои обязанности перед жильцами. Вместе возделывают сад на даче, участвуют в жизни своих дочерей и их семей, помогают воспитывать двух внучек и внука. Дочери продолжили педагогическую династию. Старшая работает учителем технологии в Екатеринбурге, младшая преподает военное дело в наровчатской школе.
За эти годы было много всего, но всегда удавалось найти взаимопонимание.
– Жена у меня хохлушечка, горячая, и я горячий, внук донского казака, но стараюсь сдерживаться. Иногда и поругаемся из-за детей, внуков. Потом подойдет, я ее обниму – и все, – смеется Сергей Викторович. – Женщина хоть иногда и бывает виновата, но все равно надо у нее извинения просить. Я так воспитан. Я крепкий мужик, могу и прикрикнуть, но руки никогда не распускал. И зятьям своим так же велел.
Хоть в шутку и перебраниваются порой, но всегда все разногласия завершаются быстро. На вопрос, в чем секрет такого долгого семейного счастья, Наталья Тонконогова отвечает:
– Я – овен, он – скорпион, два сложных знака. Мы поспорим – немного времени пройдет, и помирились. Мы никогда не обижаемся долго, некоторые неделями не разговаривают друг с другом – я могу не разговаривать часа три, а он отходит побыстрее. И молодым я бы пожелала уважения друг к другу, поменьше ссориться.